Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+55
+
+

Профессор Попов о пролетариях умственного труда

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  10.10.2016 - 01:42

Кто такие "пролетарии умственного труда"? 

Рассказывает Попов Михаил Васильевич, профессор, доктор философских наук.

Добавить комментарий (всего 126)   Более новые ›

Михаил Васильевич, нет слов... Потрясен Вашим мастерством учителя и философа.

Бесценно.

ps За это кино жертвую "Красному ТВ" 5000 рублей!

Весь материализм за 5 минут.

Михаил Васильевич, нет слов... Потрясен Вашим мастерством философа и учителя.

Бесценно.

ps За это кино жертвую "Красному ТВ" 5000 рублей.

Искажает Михаил Васильевич, искажает. Пролетариат - это не просто тот, кто ничего не имеет, а тот, кто продаёт свою рабочую силу и этим живёт. Независимо от того, производит он материальную продукцию или продукцию не материальную (услугу). А бомжи и прочие безработные - это не пролетариат. Их называют ещё люмпен-пролетариат. И зарплату "с рук буржуазии" получают не только умственный пролетариат, но и рабочие материальной сферы (в обмен на свою рабочую силу).

Интересно, откуда взялось это определение: "Пролетариат - это не просто тот, кто ничего не имеет, а тот, кто продаёт свою рабочую силу и этим живёт". Сами придумали? или подсказал кто? И почему профессор Попов должен придерживаться этого определения?

Так это определение встречается во многих местах у классиков марксизма. Вот, например, Ф.Энгельс "Принципы коммунизма": "Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путём продажи своего труда, а не живёт за счёт прибыли с какого-нибудь капитала." С той поправкой, что продаёт он не труд, а свою рабочую силу, о чём Ф.Энгельс упомянул в примечаниях к первому тому "Капитала". А М.В. Попов, конечно, не обязан придерживаться марксистского определения,- это его право. Но тогда и отношение к нему будет соответствующее.

Не, ну послушайте, "Принципы коммунизма" были написаны для того, чтобы забороть утопизм в Союзе коммунистов, эдакий катехизис-спойлер на фоне катехизесов-программ. И его нельзя рассматривать отдельно от Манифеста. Что аж потом Энгельс писал Марксу в письме: "Давай выкинем эту форму катехизиса и напишем Коммунистический Манифест".

Хотя ясность слова в Принципах и прельщает, она не должна заменять собой более фундаментальные произведения.

А она и не заменяет. Или в Манифесте написано что-то принципиально другое? Более того, Энгельс счёл необходимым в примечаниях к "Капиталу" обратить внимание на неточность и "Манифеста" и "Принципов", а именно на то, что рабочий продаёт не труд, а свою рабочую силу. И это ещё раз показывает, что данное определение с учётом поправки он считал верным. Независимо от того, по какому поводу была написана работа и какова степень её "фундаментальности".

Самое забавное, что Вы сами уточняете определение пролетариата как рабочего класса: "_рабочий_ продаёт не труд, а свою рабочую силу". Вот именно, что рабочий. И в "Манифесте" так и написано: "Под пролетариатом понимается класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу" в примечании Энгельса 1888 года. Да и дальше по тексту "Манифеста" пролетариат и рабочие идут как одно и то же. А вот в отношении врачей, юристов, деятелей науки употрабляется слово "работники", а не рабочие: "Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников".

Не надо скакать между десятилетиями. Текст Манифеста имел скорее историческое значение уже в конце жизни Энгельса, о чём он сам и писал. Нужно понимать, что это всё таки политическая программа международной организации, где основные представления изложены в предельно сжатой и доступной форме. Тем более, что после него Маркс исследовал политэкономические вопросы намного глубже, чем он делал до этого, результатом чего стало множество работ по этой тематике. Да, в работе с совсем далёкими от левого движения людей ссылаться на Манифест можно и нужно. Но не стоит относить некоторые тёмные, нераскрытые моменты теории и связанные с этим представления как к законченной системе научного знания.

Я вообще начал приходить к мысли, что нельзя вполне называться коммунистом без знания политэкономии, иначе есть риск свалиться в очередную утопическую теорию или начать конструировать её самим.

Слово работник в этом плане более нейтрально, так как оно по сути ничего не говорит о классовой принадлежности, оно говорит только о принадлежности к труду. В этом плане и юрист, и рабочий - работники.

К темным и нераскрытым моментам теории Вы, как я понимаю, относите и вопрос о пролетариате как классе?

Примечание Энгельса, уточняющее, что же авторы понимали слово "пролетарии" добавлено после издания "Капитала" и было необходимым уточнением, судя по малому количеству таких примечений. (А вот работу над "Принципами коммунизма" Энгельс так и не продолжил - необходимости не было).

Вопрос ставится не о наличии пролетариата, а принадлежности к нему.

В смысле не продолжил? Какой в этом был смысл, если был Манифест? Задачу программы-спойлера Приципы вполне успешно выполнили, следствием чего и стало поручение Совета Коммунистов написать Манифест. Да, этот труд имеет большой практический смысл в том плане, что помогает совсем тёмным людям уяснить азы, но он не может являться фундаментальным трудом. (Как ни странно, но планировавшийся "катехизис" пытался решить именно эту задачу, но МЭ удалось убедить СК подойти более серьёзно к делу.)

Другое дело, что некоторые умудряются там находить моменты касающиеся возможности или невозможности построения социализма в отдельно взятой стране, не понимая, что это произведение своего времени и места. В тот момент пролетариату действительно было достаточно победить в рамках Европы, чтобы построить мировой социализм. И как я понимаю, это был просто один из вариантов, который просто лежал на поверхности. Либо победа в достаточно крупной индустриальной стране, что выльется в чрезвычайно долгую и упорную борьбу за выживание, и поддержка колоний в освободительной борьбе. Как мы знаем, реализовался второй сценарий, эдакая ползучая революция, что на практике является намного более осуществимым, чем победа во всеевропейской революции.

Причем, Принципы - памятник истории, иллюстрирующий просто эпическую победу Маркса и Энгельса в борьбе с утопистами и "истинными социалистами", которые, находясь в решительном меньшинстве и обремененными рамками поставленных перед ними вопросов и формы изложения, сумели так разгромить оппонентов, что от них осталась только строчка в учебнике истории.

Вопрос о форме и содержании :). Если неизвестно содержание "пролетариата как класса", то и форма ("класс") остается неопределенной.

Чтобы закончить с "Принципами коммунизма" Энгельса. Эта неоконченная работа сыграла роль черновика программы. Сама же программа вылилась в "Манифест". И как программа, содержащая в обобщенном виде основные положения теории, "Манифест" уточнялся авторами, чтобы не стать реликвией (не превратиться в "историческое значение"), каким стал черновик, неоконченное ЧАВО "Принципы коммунизма".

"Манифест" же, как действующая программа, уточнялся по мере развития авторами теории (как видим, не переделывался "до основанья, а затем..."), чтобы иметь и в дальнейшем "практический смысл" не только для "совсем темных людей". И в этом отношении, "Манифест" - основное ("фундаментальное") произведение :), содержащее в общем виде основные положения теории. Не зная этого произведения изучать марксизм (даже политэкономию) - это как слепцу изучать слона наощупь :)

А вот в "Манифесте" Энгельс приводит такое определение: "Под пролетариатом понимается класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу". Это примечание Энгельс добавил через 40 лет после выпуска "Манифеста", надо полагать, для того чтобы исключить непонимание (свободное толкование) слова "пролетариат".

Обратите внимание - "класс рабочих", а не класс работников.

И еще из "Манифеста": "буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против нее это оружие, — современных рабочих, пролетариев".

И опять-таки "рабочих". И слово "пролетариев" выделено курсивом. Надо полагать, чтоб сомнений не было, кого Маркс и Энгельс понимали под словом "пролетарий".