Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+31
+
+

Гриффен Л.А. Диалектика общественного развития (1 часть)

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  09.06.2013 - 22:18
Классификация:  Мозаика  Киев  Марксизм  Лекции 

Смотреть 2 часть

21 апреля 2013 года в Киеве Обществом «Разум», при содействии Социалистической партии Украины, была проведена лекция на тему «Диалектика современных социальных процессов» доктора технических наук, профессора Леонида Александровича Гриффена. После лекции желающие смогли задать вопросы, которые плавно перешли в бурную и интересную дискуссию.

Было рассмотрено развитие человечества с точки зрения диалектического анализа. Была затронута тема марксизма, обсуждалась его роль в просвещении, формировании научного мировоззрения людей. Много внимания участники уделили обсуждению вопроса: "Что будет после капитализма?"

Материал подготовлен студией "Вектор ТВ".

Добавить комментарий (всего 28)

Уважаемые коммунисты! Я, конечно, понимаю, что "коммунизм" имеет множество направлений, ответвлений и т.д. Как писали Маркс и Энгель, существует и "феодальный социализм" (причем, в современной России под данное определение подпадает КПРФ). Но не все эти "социализмы" и "коммунизмы" имеют отношение к марксизму. В том числе и в своей "теоритической", методологической части (диалектика). Таковым, прежде всего, не является позитивизм, которого и придерживается автор данной лекции. Я посмотрел только 13 мин., но позитивистские уши начали торчать практически с самого начала лекции. Пора, пора писать "Материализм и эмпириокритицизм - 2. Против все той же, но несколько обновленной реакционной философии". Хватит под именем марксизма заниматься схематизмом и метафизикой позитивизма!

Из всех, кто стоит на позициях марксизма-ленинизма, Леонид Александрович Гриффен, наиболее близок к его пониманию в современных условиях. Ни о каком позитивизме и связи с КПРФ не может быть и речи. По-видимому, товарищ запутался в терминологии или является приверженцем догматического марксизма.

На счет КПРФ, я не имел в виду Гриффена, а только отдельную разновидность "социализма" (который очень "многолик"). А по поводу догматизма, так это обратитесь к диамату (или истмату), который по сути и распространяет Гриффен. Схема, на которой представленна голая форма абстрактного "единения" человечества с пустой фразой о "диалектике Гегеля" (да еще и с притягиванием, в начале лекции, вообще всего живого, без учета принципиального качественного различия между биологическим и социальным), это чистейшая метафизика с привлечением фраз позитивной науки. Тут нет ни грамма диалектики. Если вы хотите получить представление о диалектике, то читайте Э.В. Ильенкова, а не позитивистскую "обработку" марксизма.

Не понятно, что же у Гриффена не марксистского? Все правильно товарищ говорит. И почему для того, чтобы изучить диалектику Маркса, необходимо читать Ильенкова?

Ну, Ильенков пишет хорошо (у меня претензий к тов. Гриффену нет, я пока не смотрел, если что) и правильно, начнем с того. Но изучать его, разумеется, вовсе не обязательно, для изучающих диалектику. Обязательно изучить самого Гегеля, а Ильенков, как и некоторые другие книжечки будут приятным и полезным дополнением.

Ну, я бы так не сказал. Можно, конечно, изучать высшую математику на основах арифметики, но, все же, не стоит, когда есть адекватная методика изучения дисциплины напрямую. Здесь я как раз посоветовал бы действовать наоборот: изучать материалистическую диалектику по работам Ильенкова, а в качестве дополнения обязательно проштудировать не только Гегеля, но и Платона (да и Канта заодно). Тогда у вас будет более развернутое понимание диалектики, ее развития в истории, что, безусловно, необходимо для понимания ее сути. Во главу угла необходимо поставить именно Ильенкова на основании старого доброго марксистского тезиса, что анатомия человека есть ключ к анатомии обезьяны (но не наоборот). До конца (по меньшей мере, в сущностных моментах) понять низшую стадию возможно только стоя на более высокой (причем, здесь необходимо видеть историческое развитие низшего). Для лучшего уразумения вопроса об отличии идеалистической диалектики от материалистической советую прочитать хотя бы Очерк 7 "К вопросу о диалектико-материалистической критике объективного идеализма" из книги Ильенкова "Диалектическая логика. Очерк теории и истории". Да и вообще желательно проштудировать всю эту книжку.

Если вы знакомы хотя бы в общих чертах с марксистским пониманием общества, то вы никогда не будете "проводить общие линии" в развитии всего живого, от каких-то там капель (первых биологических организмов или систем) до социума. Это ПРИНЦИПИАЛЬНО разные вещи. Биологическая и социальная формы движения (по выражению Энгельса). Социальная форма не сводима к биологической. Такой редукционизм характерен именно для позитивизма. Это чисто спенсеровский эволюционизм.

"Из всех, кто стоит на позициях марксизма-ленинизма, Леонид Александрович Гриффен, наиболее близок к его пониманию в современных условиях." - а что в зависимости от условий понимание может меняться? Может 100 лет назад мел считали белым, а теперь, в нынешних условиях оказалось что это малиновый пигмент? - нет, уважаемый Свободный, речь о том что на сегодняшний день людей до конца правильно понимающих марксизм можно посчитать по пальцам, а большинство же ни знакомы ни с Гегелем, ни с Марксом, ни с Лениным. От того что кто-то себя считает левым, это ещё не значит что он действительно левый. Недопонимание - не оправдание.

Гегель...весьма важен, да, но и без него можно быть марксистом. Не вполне, но марксистом.

Вроде Богданова, в свое время виднейшего большевика? Или Луначарского времен богоискательства? Безусловно, понять диалектику можно и без Гегеля, например, изучая работы Маркса, или Энгельса, или Ленина, или Ильенкова, или какого другого иследователя в области диалектики.

Меня тоже мало кто понимает :(

Диалектика не терпит пустого и абстрактного схематизма, как и своего использования для подтверждения "примеров из жизни". Сам марксизм, конечно, нельзя понимать "с разных сторон" (как и любое явление жизни, поскольку это схоластика, искуственное членение). Товарищ Феникс, на самом деле условия необходимы. Такова диалектика исторического развития, материалистического понимания истории. Приведенный вами пример с мелом не совсем удачен, поскольку социально-исторические условия обладают большей динамикой. Чем был пролетариат лет 200 назад? А 100 лет назад? А теперь? Конечно, не стоит, наверное, разбивать динамику социальной жизни на причину, условия, повод и т.п., как это делает формальная логика, но, тем не менее, только понимание реального положения дел способствует успешной деятельности. Я, кстати, не говорил о Гегеле, но без его понимания, по мысли Ленина, невозможно понять "Капитал" Маркса, особенно его первую главу. Впрочем, диалктика Гегеля идеалистична (грубо говоря, это схема, хоть и диалектическая, под которую подводится многообразие жизни, вроде того, что во время лекции демонстрировал Гриффен как абстрактную схему "единения человечества", только у него это происходило без диалектики). Если вы хотите ознакомится именно с марксистской (материалистической) диалектикой, изложенной на трудах Маркса, Энгельса и Ленина, то читайте Э.В. Ильенкова. Не пожалеете! Повтрюсь, я просмотрел всего 13 минут из выступления. Может быть с 14 минуты и пошла материалистическая диалектика. Не знаю.

>>>невозможно понять "Капитал" Маркса

Нельзя ВПОЛНЕ. Это достаточно диалектическая категория. Понять-то можно, диалектическая логика никак не противоречит формальной, но понять не вполне. Как и Бухарин не ВПОЛНЕ марксист, но всё же марксист и прекрасный политэконом, с этим никто, надеюсь, спорить не будет.

Да, вы правы, я немного исказил цитату Ленина. Но вот что такое это "не вполне"? Как известно, Богданов был тоже "прекрасным политэкономом". Он превосходно знал "Капитал". И именно для большей "ясности" его ("Каптиала"), для "лучшего" его понимания, большей формализованности ("строгости") он предлагал исключить из него все моменты, связанные с диалектикой. В "Материализме и эмпириокритицизме" Ленин объяснил этот момент так, что нельзя верить ни единому слову экономиста, дающего великолепный фактический материал, в том, что он говорит относительно политэкономии, методики объяснения и понимания этих фактов (то же касается и философии в связи с позитивизмом). Можно, безусловно, быть великолепным экономистом в области регистрации фактов, статистики и т.п., но при этом оставаться профаном в области верной методологии. А относительно связи диалектики и формальной логики, то здесь все совершенно иначе. Диалектическая логика именно что "противоречит" формальной. Иначе в ней нет вообще никакого смысла, и ее следовало бы назвать одним из ответвлений формальной логики, вроде логики предикатов, силлогистики и т.п. Но все дело в том, что диалектика противоречит формальной логике в одном из ее главных законов - законе противоречия. Формальная логика (классическая, разумеется) утверждает: неверно, что А и не-А. Диалектическая же говорит: верно, что А и не-А (А и не-А дают единство, тождество). Именно так и должны пониматься все ПРОЦЕССЫ, во внутреннем противоречии. На это указывал еще Зенон из Элеи, которого Гегель, наравне с Гераклитом Эфесским, считал родоначальником диалектики. Нельзя мыслить движение, во всехего проявлениях (вспомним здесь старика Аристотеля с его видами движения) без внутреннего противоречия. Причем, это не противоречия в "разных отношениях", как это позже понимал Кант. Только абстракция процесса дает непротиворечивость ситуации, или позволяет внутреннее единство противоречия разбить на несколько "отношений" (в одномотношении, в другом отношении и т.д.).

Диалектическая логика смотрит шире, смотрит в сущность, формальная - уже и отдельные элементы. Это не "разные логики", точнее, разные, но не взаимоисключающие, нельзя сказать, что диалектическое умозаключение А будет неверно в рамках формального заключения Б. Любое, даже самое диалектическое произведение не может быть противопоставлено формальной логике, иначе марксисты по-сути стали бы новым биологическим видом.

А что касается Богданова и Луначарского, то, несмотря на истекающие из их позитивизма проблемы. типа богостроительства и пр. , они были и оставались коммунистами с большой буквы, прекрасно использовавшие марксистские методы в своей деятельности, Луначарский в искусстве, Богданов в политической экономии, организации и даже биологии. Да, ограничено, да, слабее, чем могли бы с помощью диалектики, да, с проблемами, но в конечном счёте, сам диалектический метод - штука не шибко простая и полноценно использовали его лишь единицы за двадцатый век. Ленин...мне понятна его реакция, позитивизм тогда стал тенью над движением, а Ленин привык говорить и писать, что думает без лицемерия, да и прав он по-сути. Но отбрасывать из-за этого огромные достижения перед рабочим классом 95 % "не вполне" марксистов - тоже не верно. Ровно как и неверно отбрасывать все умозаключения, сделанные с помощью формальной логики и отказываться от предшествующего прогресса. Развитие не делается просто так, даже развитие философии. Вот у нас в СССР повсюду преподавали диалектику, скучно, слабо, часто неверно, но преподавали. И что тетерь? Нет СССР, а вокруг все бывшие диалектики либо позитивисты, либо мракобесы, но в большинстве - пофигисты. Спрашивается, где прогрессивное мышление?

Уважаемый Человек, по все видимости, вы незнакомы не только с диалектической логикой, но и современным положением дел в классической (формальной), да и неклассической также, логике. Сами логики уже не воспринимают классическую логику как некий образ (образец) сознания, выраженный с помощью какого-либо формализованного языка. Это просто наука о формах интеллектуальной познавательной деятельности. Классическая логика не тождественна мышлению (и это, повторюсь, признают сами логики), поэтому объявлять законы данной логики законами мышления, значит не понимать логики. Это лишь инструмент (как писал еще Аристотель – органон) мышления, с помощью которого сознание в определенной ограниченной области своих действий выявляет отдельные ограниченные закономерности бытия. К чему я это говорю. Да к тому, что логика, как и любая достаточно богатая формализованная система (вроде логики предикатов первого, второго и т.д. порядков и т.п.) содержит в себе внутреннее противоречие (хотя в самой классической логике не допускается противоречие, т.к. есть даже соответствующий закон логики – закон противоречия). Она даже допускает в своей «обойме» положения, которые не могут быть доказаны средствами данной теории (как логика предикатов второго порядка). Ознакомьтесь с теоремами Геделя (о неполноте формальной арифметики), Тарского (о невыразимости предиката истинности какой-либо системы средствами самой системы), Черча (о неразрешимости первопорядкового исчисления предикатов) и т.д. Классическая (формальная) логика ограничена в своем применении, поэтому, собственно, и возникли не только диалектическая логика, но и многозначная логика, модальная логика, релевантная логика, логика времени, интуиционистская логика и т.д., и многие из них так или иначе отказываются от «классических» законов логики: закона противоречия, исключенного третьего и т.д. (в классической логики существует множество законов, помимо 4-х известных большинству, и если вы знакомы с логикой, то знаете почему, и вообще, что такое закон логики). Как вам, наверное, известно, закон противоречия в классической логике гласит: неверно, что А и не-А. Но от него отказались в многозначной логике (см. например, 3-хзначную логику Лукасевича), модальной логике (см. алетическую модальную логику) и т.д. Так что ваши попытки объявить классическую логику неким абсолютом не имеют никаких оснований (но это не отрицает того факта, что классическая логика до сих пор является очень мощным средством познания). Поэтому и диалектическая логика вполне может в чем-то не соответствовать классической. Как писал все тот же Ильенков: «Гегель этим вовсе не зачеркивает старую формальную логику с ее требованиями, он «снимает» ее в составе более глубокого и серьезного понимания. В частности, он видит «рациональное зерно» так называемого запрета противоречия в том, что противоречием как таковым дело не кончается, ибо «противоречие» следует понимать вместе с его разрешением. Другими словами, принцип «исключения противоречия» справедливо толкуется тут как «предложение», абстрактно формулирующее реальный аспект действительного закона мышления, действительной логической формы. И этот действительный закон мышления заключается в том, что «противоположности» не просто фиксируются как таковые, сами по себе, вне связи друг с другом, а постигаются в их единстве, доходящем до тождества, причем как «противоположности», так и их «тождество» выступают как взаимопредполагающие моменты перехода одного в другое. Вот этого-то, перехода от абстрактно-зафиксированных противоположностей к столь же абстрактно-зафиксированному единству (тождеству) их, как раз и не в состоянии уловить и выразить мышление, руководствующееся так называемыми законами мышления, излагаемыми в формальной логике. Вместо рационально-логического перехода от одного к другому оно просто-напросто перескакивает через него с помощью нехитрых оборотов речи («с одной стороны» во всех вещах фиксируется тождество, а «с другой стороны» – различие, отсутствие тождества, противоположность... «В одном смысле» вещи тождественны, а «в другом смысле» – противоположны... В одном отношении дело обстоит так, а в «другом отношении» – прямо наоборот...)… Диалектика реального развивающегося мышления заставляет считаться с собой и формальную логику, но она «считается» с диалектикой опять-таки на свой манер, соединяя несоединимое с помощью таких словесных оборотов, как вышеприведенные: «с одной стороны – с другой стороны»... Иногда эту манеру даже именуют диалектикой, а теорию, сию манеру мыслить оправдывающую, «диалектической логикой». Диалектическая логика обязывает мышление совсем к иному, а именно к четкой фиксации (в том числе словесной) реальных противоположностей внутри одного и того же исследуемого предмета, во-первых. И это «во-первых» необходимо фиксируется с помощью четко отточенной терминологии как противоречие, абсолютно ничем не отличающееся по своей вербальной форме от так называемого формального противоречия, от конъюнкции А и не‑A. Во-вторых же, поскольку на простой констатации «противоречия» дело не заканчивается, дальнейшее движение мысли заключается не в устранении зафиксированного противоречия путем чисто лингвистических упражнений с терминами, входящими в состав «противоречивой конъюнкции», а в его рациональном разрешении, которое всегда заключается в отыскании перехода («превращения») противоположностей друг в друга, в выяснении всех «опосредующих звеньев» этого перехода. При этом необходимость указанного перехода должна быть обнаружена в составе каждой из взаимопревращающихся противоположностей и выражена в теоретических, терминологически-строгих определениях каждой из них. Что поделать, если объект, обозначенный знаком А, в себе самом, а не где-либо еще, заключает свое собственное «отрицание», свое «другое», свою противоположность – не‑A». Чувствуете? Это прямо про вас! Ведь для вас вся «разность» в логиках (формальной и диалектической) зависит от «взгляда»: одна логика смотрит на вещи пошире, другая – поуже. Так что я настоятельно рекомендую вам ознакомиться не только с диалектической, но классической логикой! Ну а про то, что можно «прекрасно использовать марксистские методы» не владея диалектикой, которая одна и является в данном случае научным марксистским методом, это без комментариев. Я, разумеется, не против того, чтобы у нас было «больше «марксистов», хороших и разных». Но что-то для того, чтобы быть марксистом, недостаточно так себя называть (и даже борода a-la Маркс не поможет). С коммунистическим приветом!

Ну, простите ради бога, я не настолько большой специалист в диалектической логике, как некоторые, да и не претендовал, в общем-то, изучал пока только науку логики и без подробного штудирования, просто пытался выразить краткую мыслю, что мол, например проведенный с помощью диалектической логики анализ капитализма в "Капитале" не менее верный и с точки зрения логики формальной, в общих чертах. Но и за её незнание тоже сыплю благодарности, Вы мне льстите =)

Кстати, раз уж такая пьянка, просто интересно, как Вы оцениваете концепцию и критику диалектики А.А. Зиновьевым? Давно хотел узнать мнение матерых диалектиков, но как-кто не доводилось спросить.

Именно по такому пути и пошел Богданов и другие ревизионисты. Объяснить "Капитал" с точки зрения "позитивной науки", формальной логики. Только он честно и прямо говорил, что не принимает никакой диалектики.

А по концепцию Зиновьева, к сожалению, многого сказать не могу, поскольку не владею достаточным материалом. У Зиновьева я читал только "Зияющие высоты" и отдельные главы других книг. Могу только заметить, что он очень остроумен, и обладает, как мне показалось, великолепным афористическим стилем. Но здесь, как кажется, больше именно остроумия, чем глубины анализа социальных отношений. К тому же, насколько я понял, в социологии он стоит на точке зрения атомарных личностей и их индивидуальных потребностей, а это, разумеется, полная противоположность марксизму. Причем, не только в социальной, но и духовной сфере (которая, как известно, определяется культурой, т.е. тем же социумом). Это полное отрицание диалектики, которая основана именно на живой взаимосвязи действительности, без абстрактной атомарности. Этот атомизм отрицает также и субстанционализм, без которого диалектика также не мыслима (как бы термин "субстанция" не корежил мозги позитивистов). Причем, субстанциальность в социальных отношениях необходимо понимать шире, чем классовую принадлежность (мол, я пролетарий и мыслю по пролетарски), хоть классовость и является важнейшим параметром социальных отношений. Субстанциальность в этом смысле понимается как отношение отдельного атомарного абстрактного индивида к Культуре человечества (в определенном диапозоне, который, в общем-то, ничем жестко не ограничен в своем возможном расширении), благодаря чему он и становится личностью. Атомарного индивида вне связи с Культурой Человека (человечества) просто не существует как личности (разумного, сознательного субъекта). Культура как субстанция по отношению к абстрактным единичным индивидам первична не столько потому, что удовлетворяет его потребности, но прежде всего потому, что формирует их. Грубо говоря, общество на определенной стадии развития мне необходимо не для того, чтобы я купил себе штаны, а прежде всего для того, чтобы я вообще научился ходить на двух ногах, затем испытывал потребность в штанах, и только потом удовлетворял эту потребность в обществе (путем приобретения штанов). Личность, таким образом связанная с обществом (культурой), оказывает на него обратное влияние. Здесь тот же диалектический процесс, когда социум определяет личности и в то же время сам определяется личностями (в их взаимосвязи). Это тоже, как видим, внутреннее противоречие в его единстве.

Если хотите ознакомиться с процессом реального формирования личности, так сказать, "в клинических условиях", я вам, да и всем, настоятельно рекомендую прочитать замечательное исследование А.И. Мещерякова "Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения". Эта книга писалась на основе психолого-педагогического эксперимента по воспитанию слепоглухих детей, к чему Ильенков имел самое непосредственное отношение. В более сжатом виде про это можно прочитать в статьях Ильенкова "Психика человека под "лупой времени"" и "Становление личности: к итогам научного эксперимента". Ведь диалектика, это не витиеватые и парадоксальные формулировки, но прежде всего, как говорил Ленин - тероия познания действительности и логика самого мышления, взятые из той же действительности. Диалектика, логика мышления и гноссеология - это одно и то же. Но овладеть всем этим мы можем только через приобщение к культуре социума.

Поскольку мой первый комментарий здесь не был отображен, то повторяю.

«Капитал», конечно, можно понимать с точки зрения формальной логики. Именно это и пытался сделать Богданов и его единомышленники эмпириокритики (позитивисты второй волны). Но он честно говорил, как, кстати, и всякий другой честный ученый-позитивист, что отказывается от диалектики. Что диалектическая логика сродни устаревшей мистики, которую необходимо отбросить, оставив лишь факты, представленные в «Капитале». Если хотите идти путем позитивистов, то понимайте «Капитал» с точки зрения формальной логики (правда, как пишет Ильенков, который в качестве многочисленных иллюстраций в изложении диалектики берет примеры именно из «Капитала», многие вещи будет невозможно понять; но их, наверное, можно будет взять просто как факт: я, мол, принимаю факт, а как он стал фактом для меня не важно). Если хотите идти путем Ленина и марксизма, то читайте «Капитал» диалектически, т.е. тем языком, на котором он и написан.

А по поводу Зиновьева, то я с его концепцией не очень хорошо знаком. У него я читал только «Зияющие высоты» и отдельные главы из других книг. Могу сказать, что у него великолепный, афористичный стиль. Он очень остроумен и изящен. Но здесь, как кажется, больше именно остроты ума, чем глубины. Я имею в виду его социологическую концепцию об атомарных индивидах и их потребностях (если не ошибаюсь, во главу своей концепции он ставит не общество, а именно отдельных индивидов и их частныепотребности). В основе диалектики лежит принцип противоречивости бытия, а как писал еще старик Гераклит Эфесский (один из отцов диалектики, по Гегелю), невозможно понять противоречивость без единства, в котором эта противоречивость выявляется: «Мудрость состоит в том, чтобы все знать как одно». Поэтому здесь важно понятие субстанции, как того, в чем сказываются противоречия, как ее абстрактные моменты (модусы). Модусы не могут существовать без субстанции, а, следовательно, и атомарные индивиды являются только абстрактами социума (во всем смысле данного слова, включая не только совокупность индивидов, но и культуру, уровень развития и т.д.), который и предстает здесь в качестве субстанции. Это очень хорошо объяснено в психолого-педагогическом исследовании А.И. Мещерякова «Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения» (или в статьях Ильенкова: «Психика человека под «лупой времени»», «Становление личности: к итогам научного эксперимента». Следует отметить, что Ильенков был очень хорошо знаком с Мещеряковым (они были друзьями), как и «подопытными» (для которых он был не только наставником, но и личным другом), и активно наблюдал эксперимент). Человек вне общества, предоставленный только своей биологической природе, никогда не будет, собственно, человеком, личностью. Социум необходим не для удовлетворения потребностей человека, а, прежде всего, для их формирования (именно как человеческих). Человек вне общества окажется просто животным, не способным даже ходить на двух ногах (причем, я имею в виду нашу действительность, а не доисторические времена). Это и будет тот самый платоновский «человек» – диогеновский ощипанный петух (как двуногое без перьев). Но и социум зависит от индивидов. Социум определяет индивидов, но и индивиды определяют социум. Здесь все противоречиво и диалектично.

Вы внимательно проанализируйте то что написали. Бухарин прекрасный политэконом, а Горбачёв истинный марксист, ведь он тоже марксист согласно вашей же логике.

Опять сектантство. Ох, от безумных сталинистов не убежишь...

Я бы с вами согласился, если бы не одно существенное но: речь идёт не о тонкостях диалектики, а об отказе от основных принципов марксизма, к восприятию социализма как некой аморфной абстракции. Одно дело субъективное, личностное понимание и другое дело научное. Через демагогию про "нынешние условия" проскальзывает тезис о том что марксизм де устарел. Заражённые мелкобуржуазным сознанием ввиду нежелания понимать основополагающего принципа, как необходимого условия построения социализма, то есть диктатуры пролетариата (о том кто сегодня пролетариат, рабочий класс даётся здесь же в передачах "Простой ответ"), проталкивают идеи о необходимости реформирования марксизма - ревизионизм, к приспособлению к требованиям буржуазной диктатуры с отказом от революционных преобразований - оппортунизм. Вот что стоит на повестке дня.

С точки зрения ревизионизма с вами можно согласиться. Хотя, безусловно, и марксизм развивается. Только здесь не следует путать развитие марксизма с ревизионизмом. Попыткой "дополнить" его чем-то или приспособить к чему-то. Но объективный подход к изменяющейся дейстительности требует различных средств. Средства могут изменяться в зависимости от условий и обстоятельств, и тем самым изменять промежуточные цели той же классовой борьбы. Но здесь важно не скатиться к лозунгу ревизионизма - движение все, цель ничто, когда конечная цель застилается промежуточными (зависящими от ситуации) целями, которые, в частности, в определенных исторических условиях, могут иметь в виду реформы. Перефразируя Аристотеля можно сказать: ревизовать марксизм может либо человек, который его не понял, либо человек, который его понял лучше Маркса. Второе, согласитесь, гораздо менее вероятно, чем первое.

Не знаю, не знаю. Довольно подозрительной выглядит эта "теория единения" всего "живого и общественного". Как и попытка приплести Тойнби к Марксу. С уважением, Е. Витин

27 октября в библиотеке №50 пройдет лекция «Диалектика по Эвальду Ильенкову» Его основные идеи – «космология духа», восхождение от абстрактного к конкретному и тождество бытия и мышления – повлияли на огромное количество философов и ученых.

Один из продолжателей исследований Ильенкова, профессор Сергей Николаевич Мареев, расскажет слушателям об особенностях советской философии и её влиянии на мировую науку.

Время: 27 октября, 19:00

Адрес: ул. Октябрьская, д. 103, корп. 1 (Библиотека №50)

http://bibliosvao.ru/lekciya-dialektika-po-evaldu-ilenkovu/