Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+5
+
+

Коммунистическое движение и законы развития общества

Опубликовано:  03.02.2014 - 00:43
Корреспондент:  Сергей Бобров

Всем известно, что коммунистическое движение России в настоящее время крайне разобщено. Многочисленные партии, организации и группы не могут объединиться, выработав общую цель и программу хотя бы самых ближайших действий. При этом бывает трудно уловить, в чём конкретно те расхождения в позициях отдельных организаций, которые препятствую возможности их объединения. Идут активные споры по локальным вопросам теории, обосновывая занятыми по ним позициями и свою практическую деятельность. Но споры эти, как правило, эклектичны, не последовательны, опирающиеся на какие либо постулаты, зачастую в виде высказываний классиков научного коммунизма, да ещё не редко и в довольно вольной трактовке этих высказываний.

Теоретические наработки классиков научного коммунизма, так же как и история, нам дали, безусловно, огромный материал для осмысления и понимания процессов, происходящих в обществе. Хотя и здесь, как и везде, надо отделять зёрна от плевел. Надо не забывать, что классики научного коммунизма, какими бы гениальными они не были, это всё же люди, а людям свойственно ошибаться. Ошибки и недоработки ни как не умоляют их достижений, как в теории, так и в практике. Но если человек вообще не видит ошибок и недочётов в чьих-то высказываниях или утверждениях, если у человека в них вообще ничто не вызывает сомнения, это означает только одно, что этот человек сделал этого кого-то своим кумиром, своим божеством. Это означает, что человек не понимает своего кумира, а порой, даже и не пытается его понять. От таких людей можно часто услышать советы побольше читать или изучать того или иного автора (классика научного коммунизма). Они не понимают, что изучать надо не классиков (не все подряд их труды), а предмет (философию, политэкономию, законы развития природы и общества и т.п.), в том числе и на основе работ классиков научного коммунизма. Вот если бы в школе мы изучали не математику, а математиков, возможно так бы и не выучили таблицу умножения, не говоря уж обо всём остальном. Отсюда растут ноги того махрового догматизма, который ныне процветает в коммунистическом движении. И это касается не только старшего поколения.

Забавно порой слышать от достаточно молодых людей упрёки старшим в том, что на их сознание довлеет их прошлое, их членство в КПСС, КПРФ и т.п. Они даже не понимают того, что их сознание, если они конечно не изучали самостоятельно философию, политэкономию и т.п., а подавляющее большинство из них этим никогда и не занималось, и сформировано той конкретной группой старой партийной номенклатуры, под руководством которой они и вошли в политику. Это говорит об их непонимании марксистской философии в области гносеологии, непонимания того, что мыслит не мозг, и не человек, и даже не человек в сочетании с природой, как это утверждал Фейербах, а только человек в сочетании с природой и обществом в процессе своего активного взаимодействия с внешним миром. То есть, доля вклада непосредственно индивидуума в его собственное мышление не так уж и велика. Это только продолжение мышления той среды, знания и убеждения которой человек впитал в себя, в приложении к конкретному предмету мышления. Поэтому те молодые (или относительно молодые) активисты коммунистического движения, которые в основном сформировали своё мировоззрение под руководством бывшей партийной номенклатуры КПСС, а не путём самостоятельного изучения конкретных вопросов, могут только продолжать мышление той среды, которая их сформировала. Чтобы увеличить удельный вес сознания самого индивидуума в процессе мышления, надо самостоятельно изучать предмет (именно предмет, а не авторов), ставя изначально всё под сомнение. Основа мышления: тезис – антитезис – синтез. Нет антитезиса, нет и основы для развития мысли индивидуума.

Чтобы коммунистам объединиться хотя бы в практической деятельности по ближайшим целям, надо понять, в чём конкретно наши расхождения. Начиная от основ, от неоспоримых и обще признаваемых постулатов, логически доказывая каждое последующее утверждение, пройтись по этой цепочке и понять, до какого места мы солидарны, а где у нас начинаются расхождения. И только поняв это, мы сможем о чём-то конкретно договариваться, находя общие решения и планируя совместную деятельность, а возможно и объединяться. И судя по всему, начинать надо с самого начала, с уточнения наших позиций по основным законам развития общества. А затем, на этой основе, делать анализ и выводы о прошлом, и формировать общие планы на будущее.

Исходя из уже прошедших дискуссий на эту тему в сети и рассылках, можно утверждать, что наиболее общими законами развития общества, которые в первую очередь и необходимо учитывать при планировании любого преобразования общества, мало кто вообще интересуется. А ведь, не найдя в них общего понимания, дальше можно и не пытаться двигаться.

К. Маркс, как известно, рассматривал человеческое общество как высшую форму развития живой природы, как часть природы и, соответственно, развивающуюся, как и вся природа, по определённым законам, от человека не зависящим. Возникновение живой природы началось с синтеза живой клетки, как устойчивой открытой (в термодинамическом смысле) органической системы. Стремление к равновесию, к устойчивому состоянию – один из главных законов развития окружающего нас мира. А, как известно из термодинамики, открытые системы, в отличие от закрытых, обеспечивают свою устойчивость не путём увеличения энтропии (хаоса), а наоборот, путём упорядочивания системы, которое, в свою очередь, осуществляется за счёт обмена энергией системы с внешней средой. То есть, живая клетка, как открытая система может существовать и развиваться только за счёт внешней среды, т.е. удовлетворяя свои потребности (потребности своего существования и развития) за счёт внешней среды.

Дальнейшее развитие живой природы происходило на основе того же наиболее общего закона – стремления к равновесию, устойчивому состоянию, стабильности. Простейшие клетки, путём случайных объединений образовывали более сложные и те из них, которые оказывались более приспособленными к изменениям окружающей среды, выживали и размножались. То есть, развитие шло от более простых организмов к более сложным, обеспечивающим простым постоянную среду обитания и, соответственно, более стабильное, равновесное состояние. То есть, каждый вышестоящий организм возникал и развивался исходя из потребностей нижестоящих организмов. Но однажды возникнув, он начинал жить своей жизнью. С одной стороны, обеспечивая постоянную среду для организмов его сформировавших, а с другой, приспосабливаясь к изменениям внешней среды. И в ходе приспособления к изменению внешней среды, этот организм создаёт условия, которые вынуждают к определённым изменениям и организмы его сформировавшие. То есть, как бы предлагается нижестоящим организмам несколько измениться ради сохранения среды, обеспечивающей их существование.

Это сущность развития всего живого мира, от растения, до человеческого общества.

1. Всё развивается от простого к сложному.

2. Всё более сложное возникает как потребность к устойчивому развитию более простого. Более сложный организм развивается сам и обеспечивает развитие и трансформацию организмов, из которых он состоит, исходя из повышения устойчивости к изменяющейся внешней среде.

3. Всё живое, как любая открытая система развивается путём удовлетворения своих потребностей за счёт внешней среды. И это является отправной точкой в доказательстве (раскрытии) законов развития человеческого общества, основы формационной теории Маркса.

Как ни странно, но это приходится доказывать в кругах, именуемых себя марксистскими. Современные «марксисты» в философии Маркса не видят ничего кроме классовой борьбы и эксплуатации человека человеком, упуская то, что борьба, сама по себе, является только формой, способом развития, а вовсе не его основной движущей силой. Основной, исходной, движущей силой развития любого живого организма от живой клетки до человеческого общества и является стремление организма к наиболее полному удовлетворению своих потребностей, как условия его существования (стабильности, устойчивости), так и условия его развития (повышение уровня стабильности, устойчивости, равновесия, как реализация одного из главных законов развития окружающего нас мира). Именно стремление человека к более полному удовлетворению своих потребностей, как форма проявления всеобщего закона природы – стремления к равновесию, к более устойчивому состоянию, и есть основная, исходная сила развития человеческого общества.

Современные «марксисты» любят ссылаться на Маркса в том, что история развития человеческого общества это история борьбы классов, и это безусловно так. Только это вовсе не означает, что борьба классов и есть движущая сила развития. Если же исходить из того, что не борьба классов является движущей силой развития, а стремление человека к более полному удовлетворению своих потребностей, то всё можно поставить с головы на ноги. Тогда вся диалектика развития общества со сменой формаций, с переходами от эволюционного пути развития к революционному и обратно, укладывается в стройную логическую цепь.

Стремление к более полному удовлетворению своих потребностей ведёт к развитию производительных сил общества. На определённом этапе развития производительных сил общества человек становится способным производить ощутимо больше необходимого для поддержания своей жизни и жизни своей семьи, т.е. начинает создавать прибавочную стоимость. Появление прибавочной стоимости и породило систематизированную эксплуатацию человека человеком. Более сильные получили возможность более полного удовлетворения своих потребностей за счёт более слабых, не только не нарушая при этом устойчивости вышестоящей системы (рода, клана, государства), а, следовательно, и своей, но даже повышая эту устойчивость.

Развитие системы насилия, в конечном счете, привело к образованию государства, как органа систематического насилия в интересах господствующего класса и окончательному разделению общества на господствующий и эксплуатируемый классы. С этого момента развитие общества определялось в основном стремлением к более полному удовлетворению своих потребностей именно представителями господствующего класса, а угнетаемые классы, какую бы форму их борьба не принимала, в конечном счете, могли бороться только за перераспределение в свою пользу части добавочной стоимости.

С момента возникновения ощутимой прибавочной стоимости и её насильственного изъятия, началась концентрация собственности в руках отдельных членов общества и образование института частных собственников на средства производства. Именно существующая форма отношений собственности и есть юридическое выражение той или иной общественно-экономической формации.

Непрерывный рост производительных сил общества с неизбежностью влечёт за собой и соответствующие изменения в производственных отношениях (всех общественных отношениях связанных с производством и распределением). Возникают новые формы взаимоотношений, как в процессе производства, так и в социальной сфере, и даже в быту. А темпы развития производительных сил общества зависят от соответствия производственных отношений их уровню развития. Производственные отношения объективно всегда отстают от развития производительных сил, поскольку формируются именно их требованиями. Максимальный темп развития производительных сил может быть достигнут только полным соответствием производственных отношений их уровню развития, что в принципе возможно только при опережающим планировании развития производственных отношений на научных основах, или, если на короткое время, случайным стечением обстоятельств.

Но в рамках одной общественно-экономической формации, в рамках юридически закреплённых конкретных, вполне определённых отношений собственности, бесконечное развитие производственных отношений невозможно.

Отмирание рабовладельческой общественно-экономической формации обусловлено не тем, что восставали рабы, а тем, что на данном уровне развития производительных сил, рабский труд стал неэффективным. И именно это привело к изменению отношений собственности, т.е. к смене способа производства, к смене общественно-экономической формации.

Отмирание феодальной общественно-экономической формации обусловлено не тем, что восставали крепостные, а тем, что достигнутый уровень развития производительных сил требовал юридического освобождения рабочей силы, без чего было невозможно дальнейшее их развитие.

То есть, эволюционное развитие производственных отношений возможно только до той поры, пока для их дальнейшего развития не требуются изменения в отношениях собственности. После этого развитие производственных отношений, под требования достигнутого уровня развития производительных сил, вступает в неразрешимые противоречия с существующими отношениями собственности, и разрешиться могут только путём смены отношений собственности (о/э формации) и перехода к новому способу производства.

Смена формы собственности (переход к новой о/э формации) влечёт за собой коренные, революционные преобразования в обществе. Эти преобразования, начавшись с радикальных изменений в государственном устройстве, могут занимать значительный исторический период. Поэтому непосредственные государственные перевороты, обуславливающие начало таких преобразований, иногда называют революциями в узком смысле слова, а весь переходный период от одой общественно-экономической формации к другой, революцией в широком смысле слова. С позиции диалектики развития общества, революцией, как переходу общества из одного качественного состояния в другое, является именно революция в широком смысле слова.

Современным коммунистам, для осмысления новейшей истории и правильного планирования своей деятельности, крайне важно понять, почему именно «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества». (К. Маркс и Ф Энгельс, изд. 2, т. 13 предисловие «К критике политической экономии») Формально никто не спорит с этим утверждением классиков научного коммунизма, но фактически, в своей практической деятельности, полностью игнорируется.

Возможность перехода общества в следующую общественно-экономическую формацию определяется не тем, имеется или нет в наличии класс, готовый за это бороться. А тем, достигли ли производительные силы такого уровня развития, при котором их требования к соответствующему развитию производственных отношений уже не могут быть выполнены в рамках данной общественно-экономической формации. Это соответствует такому уровню развития производственных отношений, за который их уже не пускает существующие отношения собственности (данная о/э формация). То есть, должен быть выработан весь потенциал развития производственных отношений в рамках данных отношений собственности. И это не просто абстрактные требования, это означает, что уровнем развития производительных сил и производственных отношений должны быть уже полностью сформированы те слои населения, те социальные группы, которые будут уже готовы стать господствующим классом. До этого времени они просто не могут быть сформированы поскольку, не достигнут ещё тот уровень развития производительных сил, который только и может поставить сам вопрос о необходимости их образования, предъявить требования к их образованию.

В истории угнетённый класс в результате борьбы за свои интересы, в том числе и в период революционных преобразований в обществе, никогда не становился господствующим классом. Господствующим классом может стать только тот слой общества, который уже готов организовать производство на основе новых, более прогрессивных отношениях собственности, которые будут в состоянии обеспечить дальнейшее беспрепятственное развитие производительных сил общества. И если даже на определённом этапе развития общества, господствующим классом (на переходный период до полного отмирания государства) может стать только ныне угнетённый класс, то его появление ещё не означает его готовности стать господствующим классом в обществе. Этот класс должен ещё вызреть. Не просто быть готовым к борьбе с существующим режимом, а обогатиться знаниями, быть достаточно организованным и т.п., т.е. стать способным самостоятельно (как класс) организовать производство на основе новых отношений собственности.

То есть, момент перехода общества к новой общественно-экономической формации определяется не борьбой угнетённого класса, а уровнем развития производительных сил, на котором они начинают требовать таких изменений в производственных отношениях, которые уже невозможны в рамках действующих отношений собственности, существующей общественно-экономической формации.

А классовая борьба это естественная реакция угнетаемых на их угнетение господствующим классом. Классовая борьба позволяет ослабить уровень угнетения, а в революционные периоды способствует смене общественно-экономических формаций. Более того, как показала практика последнего столетия, классовая борьба, при определённом учёте законов развития общества, может привести к созданию достаточно устойчивых государственных устройств, обеспечивающих интересы подавляющего большинства членов общества. Но такие государственные образования устойчивы не сами по себе, как те, которые формировались и развивались на основе объективных законов развития общества, как части природы. Такие государственные образования могут быть устойчивыми только в случае управления ими на основе постоянного учёта объективных законов развития общества и постоянной работы по преодолению этих законов. Это так же как то, что человек не может отменить закон всемирного тяготения, но несмотря на это он всё же летает, но только с тех пор, как научился преодолевать силу действия этого закона и до тех пор, пока в состоянии преодолевать его. В противном случае, основы гибели таких государств закладываются сразу же после их возникновения, что собственно и произошло со странами бывшего социалистического лагеря. Эйфория побед и успехов создала видимость возможности управления обществом без оглядки на фундаментальные законы его развития, результаты не заставили себя слишком долго (по историческим меркам) ждать. Но это уже отдельная тема.

С. Бобров.

Добавить комментарий (всего 278)   Более новые ›

>Надо не забывать, что классики научного коммунизма, какими бы гениальными они не были, это всё же люди, а людям свойственно ошибаться. Ошибки и недоработки ни как не умоляют их достижений, как в теории, так и в практике.

Расскажите, пожалуйста, об ошибках классиков. Только аргументированно.

Я где-то уже приводил ссылку (лень снова искать) на то, что Энгельс в последний год своей жизни писал, что они с Марксом ошиблись в готовности общества к переходу в коммунистическую формацию. То есть, человек даже за тот небольшой отрезок жизни, наблюдая за реальными событиями, понял, что они с Марксом поторопились с прогнозами (правда похоже не представлял насколько), а современные «марксисты» и на основе опыта столетия этого понять не могут.

Сразу после революции в России, в период военного коммунизма, была сделана попытка «произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению», что было ошибкой, которую Ленин признал на съезде Культпросвета.

Первая из этих ошибок была теоретическая, вторая практическая, на волне эйфории от побед, хотя с теорией по данному вопросу в то время было уже всё понятно, что там же отметил Ленин. И ошибки эти были одного и того же характера – забегание вперёд игнорируя законы развития общества.

Хотелось бы всё-таки увидеть точную формулировку того теоретического положения, которое оказалось ошибочным. Приведите те места из ПСС Маркса-Энгельса, где они сначала говорят о "готовности общества к переходу в коммунистическую формацию", а потом Энгельс говорит, что, дескать, не готовы ещё.

Ф. Энгельс. Введение к работе К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Klass/klass-00.html#c0 «История показала, что и мы и все мыслившие подобно нам были неправы. Она ясно показала, что состояние экономического развития европейского континента в то время далеко ещё не было настолько зрелым, чтобы устранить капиталистический способ производства; она доказала это той ЭКОНОМИЧЕСКОЙ революцией, которая с 1848 г. охватила весь континент и впервые действительно утвердила крупную промышленность во Франции, Австрии, Венгрии, Польше и недавно в России, а Германию превратила прямо-таки в первоклассную промышленную страну, — и всё это на капиталистической основе, которая, таким образом, в 1848 г. обладала ещё очень большой способностью к расширению. Лондон, 6 марта 1895 г.» А теперь прикиньте, чтобы он мог сказать, доживи до нашего времени. Классики умели мыслить и признавать свои ошибки.

Спасибо!

Однако, я не вижу тут серьёзной ошибки в теории марксизма, вижу лишь ошибочную оценку конкретного исторического момента. Ведь Энгельс не утверждает, что Маркс был не прав, говоря «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества», не так ли?

Другими словами, теоретическое положение-то верное, просто поспешили применить его на практике.

Разумеется. Речь вообще не шла об ошибках в теории как таковой, речь идёт только о том, что неверно было определена степень готовности общества к переходу в новую ОЭФ. Это ошибка теоретическая только в этом плане. Кстати, похоже, что эта ошибка стала причиной поражения революции 1918 года в Германии. Большевики в России действовали в основном по ситуации и победили. Коммунисты в Германии более педантично согласовывали свои действия с теорией, но неправильная оценка состояния общества привела их к поражению. Кое что об этом я писал в статье «Диктатура партии или класса» http://krasnoe.tv/node/13458

1. Для чего господин С. Бобров приводит данную цитату? Потому, что она, в той форме, в какой он счел удобным ее преподнести, подтверждает одну из его главных мыслей. Эта мысль следующая: революционеры 20 века, от Ленина и до Фиделя Кастро, были приятные хорошие люди, передовых взглядов. Но глупые. Они (в отличие от Каутского) не поняли, что «капитализм не исчерпал резервов для своего развития», что социалистические революции преждевременные, что надо подождать, понаблюдать за процессами, подольше повоспитывать общественность, а еще лучше поспособствовать развитию капитализма реформируя его. А вот сегодня, на основании глубокого анализа, С. Бобров абсолютно точно установил – капитализм перестал развивать производительные силы общества. 2. Надо иметь в виду, что один из основных научных методов С. Боброва – творческая «кастрация» произведений классиков. Для цитат выбираются те их части, которые удобны С. Боброву, подтверждают его мысли. То, что идет вразрез с «бобровской» концепцией объявляется устаревшим, а люди которые указывают С. Боброву на убогость такого метода, прямо называя его передергиванием фактов и ревизионизмом, объявляются догматиками. То, что революции 1848-49 г.г. носили буржуазно – демократический характер и не могли перерасти в революции социалистические, несмотря на то, что пролетариат впервые выступал как самостоятельная политическая сила, более того, движущая сила революции, известно из школьного курса истории. Так, что С. Бобров здесь открытия не сделал. Его цель не доказать, что классики могли ошибаться. Это и так всем очевидно, да и сами они имели мужество сказать: «Да ошиблись!». Его цель подвести научную базу под свой ревизионизм. С «цитатой» Энгельса случилась именно эта же история. Поэтому имеет смысл подробно рассмотреть, что писал Энгельс. 3. С. Бобров «цитирует» только часть мысли Энгельса. Совершенно игнорируя все остальное. Да, Энгельс указывает, что капитализм в 1848 г. еще был недостаточно зрел (Энгельс оговаривается: на континенте. Это не случайно, поскольку существовала страна, где капитализм вполне оформился – Англия) поскольку: а) имел большие резервы развития; б) не было закончено формирование основных классов капиталистического общества, сохранялось множество промежуточных категорий, в) пролетариат еще не осознал своего классового положения, как чего то самостоятельного, отличающего его от остальных «народных масс»; г) у пролетариата не существовало какой-либо внятной конечной цели борьбы, единой теории; д) отсутствие пролетарской партии, как авангарда класса. И из всех этих признаков делавших невозможной социалистическую революцию в 1848 г. господин С. Бобров выбрал только то, что его устраивало: капиталистическая система не исчерпала возможности развития. 4. А в начале своего «Введения …» Энгельс четко указывает: к 1848 году «марксизм» еще не представлял из себя комплексной теории, пригодной для практического (в качестве идеологической основы рабочего движения) использования в борьбе. Теория находилась в зачаточном состоянии, ограничивалось самыми общими принципами, не имела возможности быть проверенной на практике. Имел место слишком прямолинейный перенос исторического опыта на современность. В таких условиях ошибки в оценке ситуации, и особенно прогнозах развития общественных процессов, неизбежны. 5. Что бы сказал Энгельс – не знаю. А Маркс сказал следующее: «Я сеял драконов. Урожай принес мне блох.»

«Эта мысль следующая: революционеры 20 века, от Ленина и до Фиделя Кастро, были приятные хорошие люди, передовых взглядов. Но глупые». Вы уж извините, но, похоже, озлобленность окончательно застилает Вам глаз, если Вы опускаетесь до таких приёмов. Да и во всём остальном … , в общем, с Вами стало бессмысленно дискутировать – ни доводов, ни логики.

"На зеркало нечего пинять, коли ...".

Имея дело с мастером по части уверток я считаю необходимым привести Ваши утверждения максимально полно. 1. Из «Социализм как понятие» КТВ от 02.06.2013. «Но если исходить из открытых Марксом законов развития общества, то в России того времени, не только не прошедшей периода капиталистического развития, а ещё только вступившей в него, социализм, как начальная фаза коммунизма, в принципе был невозможен. Но тогда возникает вопрос, а что это было за общество и изменяло ли оно свою сущность в течении всего периода в плоть до реставрации капитализма? Ведь, по сути, ни где в мире и никогда ещё не было создано, как такового, государства диктатуры пролетариата. Все так называемые социалистические государства, по сути, были государствами диктатуры партий, неких коммунистических кланов. А исходя из тех же законов развития общества, но уже с высоты настоящего положения, можно утверждать, что не только в России, но и не где в мире в начале прошлого века капитализм ещё не исчерпал возможностей своего развития, а следовательно, новый господствующий класс, именно как господствующий, ещё даже не мог и начать формироваться. В настоящее время уже можно утверждать, что производительные силы общества (в мире в целом) достигли того уровня развития при котором дальнейшее их развитие в рамках капиталистической общественно-экономической формации становится если не вообще не возможным, то как минимум сильно затруднительным.» 2. Из «Марксизм и современные задачи коммунистов.» 18.12.2013 - 14:02. «Если смотреть с позиции закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил общества, то в настоящее времени уже очевидно, что сто лет назад (да и значительно меньше) капитализм имел ещё огромный потенциал развития производительных сил общества, и, следовательно, капитализм как формация, в принципе не мог прекратить своё существование в то время. У «правоверных марксистов» это может вызвать когнитивный диссонанс. С одной стороны закон открытый Марксом, а с другой, сформированное десятилетиями представление о состоявшейся социалистической революции, как о начале перехода общества к новой общественно-экономической формации. … И это закон развития общества, и либо его надо оспаривать, либо соглашаться, что в начале прошлого века не только Россия, но и гораздо более развитые страны были ещё не готовы к переходу в новую общественно-экономическую формацию. И вопрос здесь не именно в уровне развития техники и технологий, а в том, что их развитее, не пройдя весь возможный путь в рамках капиталистической формации, не успело ещё обеспечить соответствующий уровень развития общества - образованность, сформировать соответствующий социальный состав, вырастить класс, способный обеспечить новый способ производства. Поэтому говорить о Великой Октябрьской Социалистической революции можно только как о революции в узком смысле, как о государственном перевороте, в результате которого пришли к власти самые прогрессивные на то время политические силы. Эти силы, создали самое прогрессивное государственное устройство, изменившие производственные отношения до предела возможного для данного уровня развития производительных сил, обеспечив, таким образом, их бурное дальнейшее развитие. Но всё же, всё это только в рамках, по своей сути, капиталистического способа производства.» 3. Делая подобные заявления Вы выставляете Ленина конченным дураком, т.е. человеком который ошибся в главном вопросе: возможно ли построение социалистического общества в России в сложившихся исторических условиях. Как известно Ленин ответил: «Да, возможно». Получается, Ленин разбирался в марксизме хуже С. Боброва. И такое обвинение бросается человеку, который точно проанализировал развитее капиталистического общества, отметил изменение его характера, переход на новую качественную ступень развития – империализм. Человеку, который четко понял, что в империалистическую эпоху некоторые положения классического марксизма, особенно в вопросе о революции, устарели и нуждаются в уточнении. Человеку, который проанализировал развитее капитализма в России шаг за шагом, и лучше, чем кто либо другой сумевший оценить его специфические особенности. Утверждается, что Ленин не имел представления о том что такое социализм, как 1 фаза коммунистического общества, и чем он принципиально отличается от госкапитализма. Значит Ленин, делающий выводы на основе скрупулезного анализа, ошибся, а С. Бобров имеет смелость утверждать «В настоящее время уже можно утверждать, что производительные силы общества (в мире в целом) достигли того уровня развития при котором дальнейшее их развитие в рамках капиталистической общественно-экономической формации становится если не вообще не возможным, то как минимум сильно затруднительным.» При этом сам С. Бобров признается, что он не экономист. Так на основании чего он делает такие выводы? На основании умозрительных заключений!!!

Делая подобные заявления Вы выставляете Ленина конченным дураком, т.е. человеком который ошибся в главном вопросе: возможно ли построение социалистического общества в России в сложившихся исторических условиях. Как известно Ленин ответил: «Да, возможно».

А вот здесь, исходя из вашей логики, Энгельс выставил дураками и Маркса и всех аналогично думавших и себя в том числе: «Ф. Энгельс. Введение к работе К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Klass/klass-00.html#c0 «История показала, что и мы и все мыслившие подобно нам были неправы. Она ясно показала, что состояние экономического развития европейского континента в то время далеко ещё не было настолько зрелым, чтобы устранить капиталистический способ производства; она доказала это той ЭКОНОМИЧЕСКОЙ революцией, которая с 1848 г. охватила весь континент и впервые действительно утвердила крупную промышленность во Франции, Австрии, Венгрии, Польше и недавно в России, а Германию превратила прямо-таки в первоклассную промышленную страну, — и всё это на капиталистической основе, которая, таким образом, в 1848 г. обладала ещё очень большой способностью к расширению. Лондон, 6 марта 1895 г.» А теперь прикиньте, чтобы он мог сказать, доживи до нашего времени. Классики умели мыслить и признавать свои ошибки». Увы, это только проблема вашего восприятия. Не за Ленина Вы так обижаетесь, его никто не оскорбляет и не унижает, за себя, за то, что взламывают ваш догматизм.

А дальше Вы снова переходите на личности, ничего не оспаривая по существу. А вот на основании чего я делаю те или иные выводы, я всегда достаточно подробно излагаю. Так что не надо об умозрительных заключениях. Кстати, правильные логические выводы это тоже не умозрительные заключения, это доказательства.

Извините, забыл выделить первый абзац, как цитату.

Г-н бобров и здесь тоже явным образом врет в расчете глупость пользователей. Что написано у Энгельса? - Что у современного ему общества в середине XIX не хватило силенок, чтобы сбросить власть капитала. А бобров "творчески развил" Энгельса до утверждения, что социализм ваще в тот период нельзя было построить. На это нужно обратить внимание, поскольку тут хорошо раскрывается методика извращения классиков современными извращенцами марксизма. Она, как видим, проста - в ее основе примитивная ложь, которую они слегка вуалируют набором бессмысленных слов и восклицаний типа того, "что сказал бы Энгельс сегодня!" Но тут тоже все просто. Энгельс, несомненно, поздравил бы Ленина с успехом и наверняка заметил бы: «У тебя, Ильич, получилось то, что не получилось у нас. Правда, с наших пор прошло уже более чем полвека, так что твоя победа закономерна. И ты глубже нас «копнул» в части пролетарских революций.» А в части «образованного мусора», о котором он раньше писал в письме Бебелю в 1891 г. (т. 38, с. 164), то он и Ленину указал бы, что их «надобно устрашать». Но Ленин этот уже знал и прекрасно делал.

Бобров писал: "1. Из «Социализм как понятие» КТВ от 02.06.2013. «Но если исходить из открытых Марксом законов развития общества, то...по сути, ни где в мире и никогда ещё не было создано, как такового, государства диктатуры пролетариата. Все так называемые социалистические государства, по сути, были государствами диктатуры партий, неких коммунистических кланов". Нет Боброву Хендара! Хендар,учи ремнем в з...цу Боброву, что по законам Маркса никак НЕ МОЖЕТ иметься ни в теории и ни в реале "государства диктатуры КЛАССА "партий и кланов". Диктатура КЛАССА "партий и кланов" -- это сопли "Гиганта теории" Боброва. Или ты,бульдозер, мне опять "Хрен порешь!"?

А о Пиночете и т.п. Вам слышать не приходилось?

Исчерпывающий ответ.

Исчерпывающий ответ.

А кто для Вас "классики" построения Общества для территориальной России? Французы? Русь всегда была умнее и технологичнее французов и всех остальных диких европейцев.

Извольте прочесть, а то Вы теряете ориентацию в пространстве. А так же рекомендую к прочтению Илье Львовичу, а то стыдно читать его перлы "...славян не было вообще...".

Полностью на сайте:

http://ruspravda.info/Rus-iznachalnaya-ili-zachem-evropeytsi-vrut-3090.html

"........Чуть больше ста лет информационной войны — и в нас всех уже посеяно ощущение собственной неполноценности. Мы больше, подобно предкам, не уверены в собственной правоте. Посмотрите, что творится с нашими политиками: они постоянно оправдываются и каются. Президенты то же подхватили эту нехорошую болезнь.

Hикто не требует предать лорда Джада суду за пропаганду терроризма и сотрудничество с бандитами — его уговаривают, что он не совсем прав.

Мы угрожаем Грузии — и не выполняем угроз. Дания плюет нам в лицо — а против неё не вводят даже санкций. Прибалтийские страны установили у себя режим апартеида — политики стыдливо отворачиваются. Люди требуют разрешить продажу оружия для самообороны — их открыто называют никчемными кретинами, которые, по дурости, тут же перебьют друг друга.

Почему Россия должна оправдываться? Ведь, она — всегда права! Сказать об этом не решается больше никто. Вы думаете — просто нынешние политики такие нерешительные, но вместо них, вот-вот, придут другие. Hо этого не случится HИКОГДА. Потому, что ощущение неполноценности закладывается не на посту министра иностранных дел. Они начинает планомерно воспитываться с детства, когда ребёнку говорят: наши дедушки были очень глупыми, бестолковыми людьми, неспособными на самые элементарные решения. Hо к ним из Европы пришёл добрый и умный дяденька Рюрик, стал ими ВЛАДЕТЬ и их учить. Он создал для них государство Россию, в котором мы и живём.

Яд, капля за каплей, вливается в душу, и когда человек выходит из школы — он уже привыкает смотреть на Запад, как на доброго хозяина, более умного и развитого. И при словах «демократия» начинает рефлекторно вставать на задние лапки.

Что западный мир умеет лучше всего — так это вести информационную войну. Удар был нанесён по тому месту, которое никому не пришло в голову защищать — по воспитательной программе. И Запад победил. Осталось проявить немного терпения — и наши дети сами поползут на коленях в ту сторону и нижайше попросят разрешения лизать хозяевам ботинки. Уже ползут — пару дней назад я успел увидеть кусок передачи «Зачем России нужна своя валюта?» Правильно. Потом будет: «Зачем нужна армия?». Потом: «Зачем нужна государственность?»

Что делать? Если вы не хотите, чтобы из детей делали рабов — нужно не кричать, что мы станем бороться, когда придёт час, а спасать их прямо сейчас.

Час уже настал, война почти закончена за подавляющим преимуществом противника. Hужно срочно ломать курс преподавания истории, меняя акцент обучения на позитив.

Князь Михайло Воротынский...Иски по поводу некачественного преподавания гарантированы. Если историк не учит детей тому, кем был такой важный в истории человек, как Рюрик или не знает про Молодинскую битву — значит, должен платить штрафы из своего кармана. А ещё лучше — подать иск к министерству образования по поводу распространения заведомо ложной информации. Hанять хорошего адвоката и больно-больно их попинать — пусть чешутся. Слабо скинуться во имя спасения честного имени предков?

Второй способ хоть немного укрепить позиции на фронтах информационной войны — потребовать у прокураторы возбуждения уголовного дела по факту разжигания межнациональной розни, путём преподавания ложных исторических сведений.

Примеров — масса. Вспомним татарское иго. Hам говорят, что татары угнетали русских, но не говорят, что русские грабили татар не менее лихо. В итоге, у русских возникает обида к согражданам по расовому признаку. Причём, обида неправильная. Все мы хороши, и вели себя совершенно одинаково. Или, например, в прошлом году в Казани отмечали (или пытались отметить) день памяти татар, защищавших город от русских войск.

Hалицо явное противостояние по национальному признаку. Хотя, на самом деле, город брали не русские, а русско-татарские (!) войска. Прикрытие стрелецким отрядам обеспечивала конница Шиг-Алея — и если он немец, то я готов признать себя папой римским.

Русско-татарские войска взяли Казань, устраняя влияние Стамбула на Волге, и защищая мирных людей от разбойничьих набегов, освободили десятки тысяч рабов. Достаточно признать участие татар в этом благородном деле — и национальный вопрос теряет остроту.

“Добрые” учителя старательно сеют рознь между наиболее крупными национальными группами — русскими и татарами. Весь курс истории першит тем, как татары нападали, как русские шли на татар и т. д. Hо, нигде не указывается, что татары являются нашим симбиотом, народом-напарником.

Татарские части ВСЕГДА входили в состав русских войск, участвовали во всех русских войнах — и междоусобных, и в битвах с внешним врагом. Можно сказать, что татары — это просто русская лёгкая конница. Или русские — татарская кованая рать.

Татары дрались против Мамая на Куликовом поле вместе с московской ратью, татары первыми атаковали врага в шведской и Ливонской войне; в 1410 году под Грюнвальдом объединённое польско-русско-татарское войско наголову разгромило крестоносцев, сломав хребет Тевтонскому ордену — причём, именно татары приняли первый удар.

Иногда меня спрашивают, почему я не упоминаю литовцев. Так упоминаю — русские. Великое Княжество Литовское было русским государством, с русским населением, которое разговаривало по-русски, и даже делопроизводство велось на русском языке.

А вы думали, что маленькая расистская страна на побережье Балтики когда-то была великим государством?

Мы четыре тысячи лет жили с татарами бок о бок. Дрались, дружили, роднились. Громили римлян, крестоносцев, османов, поляков, французов, немцев…

А теперь, наши дети открывают учебник, и им с каждой страницы капает: враги, враги, враги… Юридически это называется разжиганием национальной розни. А на самом деле — обычная информационная война. Война продолжается…""""

Статья Боброва называется "...законы РАЗВИТИЯ...". Следовательно, понятие развитие имеет ключевое и основополагающее значение для этой статьи и во всех других вопросах,которые имеют отношение к развитию, и которых касается и затрагивает Бобров. Я не один раз делал критическое замечание Боброву,что он научно-специфический термин "развитие" понимает и употребляет в ОБЫВАТЕЛЬСКОМ значении. Неправильное понимание такого общего и элементарного понятия как РАЗВИТИЕ обязательно приводит к неправильному видению и пониманию рассматриваемых предметов и явлений, и к ошибкам и заблуждениям в оценках и заключениях. А Бобров не реагирует на критику,не возражает оппоненту,не проявляет способности к САМОИЗМЕНЕНИЮ,продолжает жрать свое как кот Васька. Получается,говорю получается,что Бобров руководствуется не интересами общества и научной ПРАВДЫ,а руководствуется он своим желанием слыть УМНИКОМ в глазах других умников во что бы то ни стало. Получается,что не проявляя способности к самокритике,Бобров не боится совершать ошибки и впасть в заблуждения, а боится Бобров лишиться от своей теории и своего бренда "Гиганта теории". Если НА САМОМ ДЕЛЕ и ФАКТИЧЕСКИ таковы ценностные установки Боброва, то каковыми могут быть значение,содержание и ценность того, что пишет и толкает здесь Бобров? Так получается. В связи с этим я предлагаю Боброву подумать 6 секундов и разобраться в самом себе,действительно ли он НАМЕРЕН сознательно и целенаправленно думать и действовать Правдой. Если так,то он мог бы самопоправляться, и сказать мне "Спасибо!". Насчет ошибок классиков марксизма и крупных представителей социнтеллигенции. Известно,что классики марксизма, не один раз признавали свои ошибки.Читающему народу хорошо известно отношение и требование коммунистов и партии к критике и самокритике. Не ошибается, говорят, только труп. Даже любой велосипедист непрерывно рулит то на лево,то на право. Только образованные мудаки, пытающиеся слыть УМНИКОМ,чешут в тусовке умников,что будто велосипедист это НЕНАСТОЯЩИЙ велосипедист,а искаженный,ошибочный и с отклонениями велосипедист. Нет и не может быть конкретных феодальной,буржуазной и социалистической страны,которые ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ на сто процентов соответствовали бы своему мысленному научно-теоретическому ИДЕАЛУ. Только запутывавшиеся в своих извилинах образованные мудаки не могут отличить социализм от капитализма наводя тень в плетень,когда даже любой не образованный спекулянт безошибочно отличает социалистическое общество от капиталистического. Недаром говорят,что интеллигентики это г...но . Я не говорю об интеллигентах,движимыми интересами общества и Правды. В заключение. Марксизм это научно-теоретическое обобщение исторического ОПЫТА пролетарского комдвижения. С теоретическим марксизмом, т.е., ОПЫТОМ, руководствуются. Но ОПЫТ,как известно, это не только успехи правильных действий, но и "сынь ОШИБОК трудных". Так,что безусловно надо искать ошибки. Но не надо руководствоваться при этом с чуждыми науке и Правде интересами. Коминал(К критике и развитию основ марксизма) Сообщает : "В в связи с РАЗВИТИЕМ социализма(1-фазы) на 2-фазу, существующий уровень развития марксизма -- существующее ВЫРАЖЕНИЕ практики--отстал от практики. Существующий марксизм как марксизм ВЧЕРАШНЕГО уровня своего развития стал сегодня в Эпоху 2-фазы НЕДОСТАТОЧНЫМ и совершенно НЕГОДНЫМ. Физика с уровнем своего развития в Эпоху практики предметных тел станет недостаточным и совершенно негодным в Эпоху практики элементарных частиц не потому,что она содержит в себе ошибки классиков физики или преподаватели ошибочно понимают и искажают существующего уровня развития физику. Имевшиеся быть в реале действительные факты ошибок,неправильные понимания и искажения в физике здесь к делу не имеют никакого отношения. РАЗВИТИЕ марксизма это не обнаружение ошибок и поправка марксизма. Это закономерное развитие самого марксизма на исторически высокий свой уровень, соответствующий на уровень ПРАКТИКИ сегодняшней Эпохи 2-фазы. Это теоретическое РАЗВИТИЕ марксизма,конечно ,никак не могло бы иметься без ряда фундаментального характера научных открытий в сферах философии,диалектики,истмата,политэкономии и научного коммунизма. Есть ли сегодня такой теоретический капитальный труд? Есть противный хвастун Коминал,научно-теоретически противостоять которому НИКТО в мире не способен, но каждый социалист во всем мире ,называющий себя коммунистом,почему-то поворачивается Коминалу з...цей, как это делают обычно в отношении своим оппонентам янки. По моему, з..ца это не аргумент марксистский в обсуждении между коммунистами вопроса от Коминала "О необходимости(ВЫНУЖДЕННОСТИ) и возможности сегодня коммунистам и пролетариату начинать 2-заключительную фазу с Мировыми СОБСТВЕННО Комреволюциями". Или не так?

Ничего подобного классики нигде не говорят. Они говорят, что капитал еще способен существовать, что время, когда он погибнет от собственых причин еще не настало.

Хендару. Классики нигде не говорили,и не стали бы говорить,что будто капитализм погибнет от собственных причин.

"...неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое Маркс выводит ВСЕЦЕЛО И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из экономического закона движения современного общества." – Ленин, т. 26, с.73, из р. Карл Маркс.

Хендару. Это так. Но я о другом. МЭЛС не писали и не писали бы никак так,что будто капитализм погибнет по собственным причинам. Согласно марксизму, капитализм неизбежно ОТРИЦАЕТСЯ социализмом(1-фазой или 2-Высшей фазой.

Гражданин, Бобров, покидав упрёки в адрес классиков (смайлик разводящий руками), всё же выдали людям здравый абзац:

"Чтобы коммунистам объединиться хотя бы в практической деятельности по ближайшим целям, надо понять, в чём конкретно наши расхождения. Начиная от основ, от неоспоримых и обще признаваемых постулатов, логически доказывая каждое последующее утверждение, пройтись по этой цепочке и понять, до какого места мы солидарны, а где у нас начинаются расхождения. И только поняв это, мы сможем о чём-то конкретно договариваться, находя общие решения и планируя совместную деятельность, а возможно и объединяться. И судя по всему, начинать надо с самого начала, с уточнения наших позиций по основным законам развития общества. А затем, на этой основе, делать анализ и выводы о прошлом, и формировать общие планы на будущее."

Но он затерян посередине, а начинать надо было с него. Читая многобуквие всё то я ждал к чему вы клоните, и наконец дошёл до места:

"То есть, момент перехода общества к новой общественно-экономической формации определяется не борьбой угнетённого класса, а уровнем развития производительных сил, на котором они начинают требовать таких изменений в производственных отношениях, которые уже невозможны в рамках действующих отношений собственности, существующей общественно-экономической формации."

В переводе это означает: помолчите, потерпите, и капитализм сам себя изживёт, авось ваши правнуки это увидят. У вас идёт перемежание верных мыслей с вашим субъективным видением.

Во-первых, никаких упрёков в адрес классиков научного коммунизма я не кидал. Я просто верующим предлагал стать мыслящими. Не хотите, не надо, это ваши проблемы.

А вот, что касается «В переводе это означает: помолчите, потерпите, и капитализм сам себя изживёт», то это лично ваше восприятие, не имеющее ничего общего со мною изложенным. Это и есть результат того, что весь марксизм воспринимается исключительно как теория борьбы классов. На самом деле вопрос теории борьбы это отдельная тема и здесь она просто не затрагивается. Здесь поднимается только базовый вопрос – вопрос закономерностей развития общества, поскольку именно отталкиваясь только от этих объективных законов можно решать всё остальное.

т. Боброву С. Если кто-то Вас понял неправильно, это Ваша вина. А что касается Вашего опуса, то первое, что Вам надо сделать, так сократить его раз в десять. И Вам будет проще понять, что же Вы написали, и читателям сохраните драгоценное время.

Тов. Бобров с точки зрения теоретиков 19-20 веков написал все правильно, но на сегодняшний день такой механический подход к законам развития общества и соответственно к коммунистическому движению безнадежно устарел. Напимер в анализе отсутствует эволюционный подход к понятию удовлетворения потребностей, когда производительность труда возрастает нестолько, что делает жизнь трудящихся приемлимой, несмотря на изъятие прибавочной стоимости, что может снимать в обществе межклассовое напряжение, устранение нищеты как движущей силы к изменениям в обществе. В обществе происходят изменения потому, что люди не могут дальше жить по-старому, а если жизнь удовлетворителна и они могут? В пределе, жизнь в достатке может лишить пролетариат всякой революционности и законсервировать классовое общество навсегда "допустимым уровнем угнетения". И что тогда, коммунистическая борьба теряет смысл? Анализ тов. Боброва механистичен, прямолинеен, а значит верен только в определенных рамках и на универсальность не тянет.

Если фундаментальные основы марксизма для кого-то устарели, то с ними мне действительно трудно найти взаимопонимания.

Кроме того, разговор идёт об удовлетворении не всех подряд хотелок, а именно ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ.

«И что тогда, коммунистическая борьба теряет смысл?»

Классовая борьба вообще никогда не теряет смысл потому, что это борьба за коренные интересы класса. Но коммунистами эта борьба должна организовываться с учётом объективных законов развития общества, а не волюнтаристически. К чему это приводит мы, к сожалению, уже знаем по горькому опыту.