Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
-7
+
+

Антикоммунизм в коммунистическом движении

Опубликовано:  06.12.2014 - 15:23
Корреспондент:  Сергей Бобров

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
Дума, М.Ю.Лермонтов.

Главный враг современного коммунистического движения - это догматизм внутри самого движения. Подавляющее большинство активистов современных коммунистических партий и организаций России, к сожалению, соревнуются в формальном знании наследия классиков научного коммунизма, жонглируют цитатами, вырывая их из контекста, а порой и трактуя их так, что смысл меняется на противоположный.

Показательно, что первые лица практически всех Коммунистических партий и организаций, и в первую очередь их руководители и главные идеологи, практически никогда не выступают с теоретическими статьями по основам научного коммунизма, демонстрируя , таким образом свою полную неспособность к анализу как прошлого, так и настоящего. Для них классики научного коммунизма это боги, которым надо поклоняться, которые всегда правы (никогда не ошибались), а критика отдельных их высказываний или прогнозов это кощунство. Поэтому, в целях реанимации коммунистического движения на научной основе нет важнее задачи чем низвержение Классиков научного коммунизма как идолов и возрождение их как учёных и политических деятелей, с которыми не только можно, но и нужно спорить, подвергая всё сомнению. Только так можно действительно понять их, взять у них всё, что является научными достижениями и открытиями и анализировать с этих позиций ближайшую историю и текущие события.

Попробуем выделить и раскрыть некоторые ключевые моменты, которые лежат в основе распространённых догм. На основе фразы из "Манифеста Коммунистической партии": "История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов" делается вывод, что в основе развития общества лежит борьба классов, что это и есть движущая сила развития общества. И эта догма одна из основных идеологических основ практически всех ныне действующих коммунистических партий. Давайте разберёмся, насколько обоснована такая постановка вопроса, тем более, что от этого во многом зависит осмысление и ближайшей истории, и текущих вопросов.

«Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества» . (К. Маркс и Ф Энгельс, изд. 2, т. 13 предисловие «К критике политической экономии»)

Так что же лежит в основе развития общества, борьба классов или развитие производительных сил? А может борьба классов и лежит в основе развития производительных сил? Так вроде бы нет. С позиции диалектики, а весь научный коммунизм может рассматриваться только в её рамках, развитие производительных сил общества это результат разрешения противоречий между потребностями общества и возможностями их удовлетворения. То есть, в основе развития общества лежит стремление человека и общества в целом к более полному удовлетворению своих потребностей.

Борьба же классов вызывается тем, что со времён разделения общества на классы его развитие определяется стремлением к более полному удовлетворению своих потребностей не всех членов общества, а только членов господствующего класса. Угнетённый класс рассматривается не более чем инструмент с помощью которого это достигается, затраты на содержания которого стараются минимизировать. Если не учитывать этические аспекты, рассматривая развитие общества исключительно как объекта природы, то, по сути непрерывная, классовая борьба внутри (на протяжении) одной общественно-экономической формации выполняет роль регулятора обеспечивающего баланс между уровнем развития рабочей силы как элемента производительных сил общества и остальной частью этих производительных сил, вынуждая господствующий класс непрерывно увеличивать расходы на развитие рабочей силы.

Решающее значение для смены формаций эта борьба приобретает только тогда, когда "разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора" .

Партийные функционеры, выводящие смену формаций из борьбы классов не могут понять простой вещи, что вопрос в конечном счёте не в самом уровне развития производительных сил как таковом, а в том, что каждому уровню развития производительных сил общества соответствуют определённые производственные отношения, которые формируют определённый социальный состав общества. То есть, пока производительные силы общества не достигли соответствующего уровня развития не может и окончательно сформироваться тот слой общества, который, с одной стороны способен организовать производство, достаточно разбираясь в этом, а с другой, которому для реализации своих интересов необходима смена основ существующих отношений собственности, поскольку без такой смены уже нет возможности изменить производственные отношения так, чтобы создать простор для дальнейшего развития производительных сил.

А если господствующий класс упорствует в сохранении основ существующих отношений собственности, то это ведёт к торможению развития производственных отношений и, как следствие к торможению развития производительных сил (торможению или спаду в экономике, что, к стати, мы наблюдаем и в настоящее время), что усиливает социальную напряжённость в обществе. И только на этом этапе классовая борьба становится силой обеспечивающей переход общества в новую общественно-экономическую формацию.

То есть, эти, если так можно выразиться, "борцуны", к которым относятся практически все руководители и идеологи современных коммунистических партий России, и в первую очередь таких как РКРП, РКП, РОТФРОНТ, РРП и так далее, ассоциирующих свою деятельность непосредственно с рабочим движением, наотрез отказываются понимать, что цели и тактика борьбы за интересы трудящихся должна напрямую зависеть от степени готовности общества к переходу в новую формацию. Когда же им об этом начинаешь говорить, то в ответ сыплются обвинения в призывах к отказу от борьбы вообще. Они настолько заигрались в "боротьбу", настолько ярко публично обозначили свои позиции по данному вопросу, так долго убеждали всех в том, что это позиция единственно правильная, что теперь уже не могут отказаться от этого. Это во многом связано и с тем, что признав эти очевидные вещи придётся пересматривать и отношение ко всей истории СССР, где так же было сломано не мало копий. То есть, это коренным образом меняет подход к анализу всей истории коммунистического движения за последнее столетие. Эти партии попали в капкан догматизма, выбраться из которого теперь потребует от них значительных волевых усилий. Но либо они это сделают, либо навсегда останутся такими же малочисленными полусектантскими образованиями, без внутренней идеологической борьбы, а значит и без развития, и со своими никогда не сменяемыми формальными лидерами. Некоторые из которых, являясь способными, а порой возможно и талантливыми организаторами, даже не скрывают отсутствие у них всякого интереса к теории.

В части причин смены формаций довольно интересно написанное Энгельсом за пять месяцев до своей смерти Введение к работе К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» где он уже с высоты немногим меньше полувекового опыта многое оценивает несколько иначе, чем во времена написания Манифеста коммунистической партии.

"Ясной картины экономической истории какого-нибудь периода никогда нельзя получить одновременно с самими событиями, её можно получить лишь задним числом, после того как собран и проверен материал". (К. Маркс и Ф. Энгельс изд. 2, т.22 стр. 529-530)

Поясняя причины их с К. Марксом ошибок относительно возможности пролетарской революции в 1848 году во Франции он пишет: "А когда парижское восстание нашло отклик в победоносных восстаниях Вены, Милана, Берлина; когда вся Европа вплоть до русской границы была вовлечена в движение; когда затем в июне в Париже произошла первая великая битва за господство между пролетариатом и буржуазией; когда даже победа её класса настолько потрясла буржуазию всех стран, что она снова бросилась в объятия только что свергнутой монархическо-феодальной реакции, — тут уж при тогдашних обстоятельствах для нас не могло быть сомнения в том, что начался великий решительный бой, что он должен быть доведён до конца в течение одного длительного и полного превратностей революционного периода, что завершиться, однако, он может лишь окончательной победой пролетариата. ... Однако история показала, что неправы были и мы, что взгляд, которого мы тогда придерживались, оказался иллюзией".

И несколько ниже продолжает: " Все прежние революции сводились к замене господства одного определённого класса господством другого; но все господствовавшие до сих пор классы являлись лишь ничтожным меньшинством по сравнению с подвластной народной массой. Таким образом, одно господствующее меньшинство свергалось, другое меньшинство становилось вместо него у кормила власти и преобразовывало государственные порядки сообразно своим интересам. Всякий раз это бывала та группа меньшинства, которая при данном состоянии экономического развития была способна и призвана господствовать, и именно поэтому — и только поэтому — при перевороте подвластное большинство либо принимало участие в перевороте в пользу этой группы, либо же спокойно примирялось с переворотом. Но если отрешиться от конкретного содержания каждого отдельного случая, общая форма всех этих революций заключалась в том, что это были революции меньшинства. Если большинство и принимало в них участие, оно действовало — сознательно или бессознательно — лишь в интересах меньшинства; но именно это или даже просто пассивное поведение большинства, отсутствие сопротивления с его стороны создавало видимость, будто это меньшинство является представителем всего народа. ... Даже в Париже самим пролетарским массам и после победы было совершенно неясно, каким путём им следует идти. И всё же движение было налицо — инстинктивное, стихийное, неудержимое. Разве это не было именно таким положением, при котором должна была увенчаться успехом революция, руководимая, правда, меньшинством, но на этот раз не в интересах меньшинства, а в самых доподлинных интересах большинства? ... ... здесь дело шло не о лживых приманках, а об осуществлении самых доподлинных интересов огромного большинства; эти интересы, правда, тогда ещё отнюдь не были ясны этому огромному большинству, но скоро должны были в ходе своего практического осуществления, вследствие убедительной очевидности, стать для него достаточно ясными. А если к тому же, как доказано Марксом в третьей статье, к весне 1850 г. развитие буржуазной республики, возникшей из «социальной» революции 1848 г., привело к тому, что действительное господство оказалось сосредоточенным в руках крупной буржуазии, настроенной вдобавок монархически, а все другие общественные классы, крестьяне и мелкие буржуа, напротив, сгруппировались вокруг пролетариата, так что при совместной победе и после неё решающим фактором должны были оказаться не они, а умудрённый опытом пролетариат, — разве при этих условиях нельзя было вполне рассчитывать на то, что революция меньшинства превратится в революцию большинства?

История показала, что и мы и все мыслившие подобно нам были неправы. Она ясно показала, что состояние экономического развития европейского континента в то время далеко ещё не было настолько зрелым, чтобы устранить капиталистический способ производства; она доказала это той экономической революцией, которая с 1848 г. охватила весь континент и впервые действительно утвердила крупную промышленность во Франции, Австрии, Венгрии, Польше и недавно в России, а Германию превратила прямо-таки в первоклассную промышленную страну, — и всё это на капиталистической основе, которая, таким образом, в 1848 г. обладала ещё очень большой способностью к расширению. ...

После войны 1870–1871 гг. Бонапарт исчезает со сцены, а миссия Бисмарка оказывается выполненной, так что он снова может превратиться в заурядного юнкера. Но завершением этого периода является Парижская Коммуна. Вероломная попытка Тьера украсть у парижской национальной гвардии её артиллерию вызвала победоносное восстание. Снова обнаружилось, что в Париже уже невозможна никакая другая революция, кроме пролетарской . После победы господство досталось рабочему классу само собой, без всякого спора. И снова обнаружилось, как невозможно было даже и тогда, через двадцать лет после периода, описываемого в предлагаемой брошюре, это господство рабочего класса" . Что бы Энгельс сказал, доживи он до наших дней!

Но нам важно не само признание факта ошибки, не ошибается только тот, кто ничего не делает, а её причина, чтобы не наступать на те же грабли вновь. Ленин признавая на съезде Культпросвета аналогичную ошибку указывая на её причину говорил: " Отчасти под влиянием нахлынувших на нас военных задач и того, казалось бы, отчаянного положения, в котором находилась тогда республика, в момент окончания империалистической войны, под влиянием этих обстоятельств и ряда других, мы сделали ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению. ... Не могу сказать, что именно так определенно и наглядно мы нарисовали себе такой план, но приблизительно в этом духе мы действовали. Это, к сожалению, факт. Я говорю: к сожалению, потому что не весьма длинный опыт привел нас к убеждению в ошибочности этого построения, противоречащего тому, что мы раньше писали о переходе от капитализма к социализму,... Это было нами тогда, когда пришлось в горячке гражданской войны делать необходимые шаги по строительству, вроде того, что забыто". (ПСС, изд. 5, т. 44, стр. 157-158)

То есть, Ленин открыто заявил о том, что эта ошибка была допущена в результате того, что в пылу борьбы была просто забыта теория. Понять можно. Но Энгельс говорит о том, что они с Марксом делали эти ошибочные выводы исходя из текущего состояния борьбы классов, а это противоречит ими же сформулированной, так называемой, формационной теории. При этом он тут же возвращается к этой теории говоря: "что состояние экономического развития европейского континента в то время далеко ещё не было настолько зрелым, чтобы устранить капиталистический способ производства; ... обладала ещё очень большой способностью к расширению" в рамках капиталистического способа производства. То есть, с позиции теории они прекрасно понимали, что переход из формации в формацию происходит только тогда, когда в этом есть необходимость с позиции экономики, когда данная формация уже не в состоянии обеспечить дальнейшее развитие производственных отношений под требования развития производительных сил. Но, похоже, как и Ленин, в пылу борьбы они не пользовались даже самими же разработанной теорией, не анализировали экономические аспекты - что конкретно в экономике мешает развитию производительных сил, и могут ли эти препятствия быть устранены в рамках капиталистического способа производства. И это при том, что смены предыдущих формаций рассматривались ими именно с этих позиций.

Но современные лидеры и идеологи российских коммунистических партий и многие из так называемых независимых теоретиков-марксистов, даже слышать об этом не желают. Многие из них очень хорошо знают историю, имеют учёные степени в этой области, но совершенно не желают разбираться с закономерностями развития общества. Они бесконечно могут говорить о диалектике, но эта диалектика у них не распространяется дальше противостояния классов, они как чёрт от ладана шарахаются от рассмотрения всей диалектики развития общества, его политэкономических основ, всей цепочки причинно-следственных связей.

Они не могут понять, что таким образом, некритическим отношением к наследию классиков научного коммунизма, они оказывают неоценимую услугу профессиональным идеологам антикоммунизма. Ведь это именно на основе их утверждений, что классики всегда и во всём были правы, профессиональные идеологи антикоммунизма делают логический вывод, что история показала несостоятельность научного коммунизма вообще. Именно их догматизм, в сочетании с их контролем над значительной частью коммунистического движения России, не даёт возможности показать ценность наработок классиками научного коммунизма, отделив зёрна от плевел. И не надо кивать на антикоммунистов, именно руководителям и идеологам коммунистических партий и организаций России принадлежит главная заслуга в застои как развития коммунистической теории, таки коммунистического движения в России.

Другой момент, непосредственно связанный с предыдущем это то, что идеологии практически всех коммунистических партий и организаций предусматривают ведущую роль в социалистическом обществе именно коммунистической партии. Причём не просто ведущую, что само по себе в социалистическом обществе естественно, а ведущую на государственной основе, имеющую возможность через государство, через обладанием государством, влиять на ход развития общества. Как бы это не маскировалось, но в конечном счёте они выступают не за диктатуру пролетариата, не за диктатуру подавляющего большинства трудящихся, а за собственную диктатуру в обществе.

Как только разговор доходит до этого, "ярые марксисты" тут же забывают про всякий марксизм. Они тут же забывают формационную теорию сменяемости господства именно классов, забывают, что несмотря на наличие царей, королей, фараонов или парламентов с партиями и президентами, диктатуру в обществе осуществляли именно классы, что эти классы имели механизмы осуществления своей диктатуры с опорой на собственность на средства производства. Забывают, что орудием господства, государством, ранее господствующие классы владели именно через эту собственность на средства производства. Не желают понимать, что у пролетариата нет такой возможности и он может владеть государством как орудием насилия только непосредственно, и только через это, через обладание государством, могут уже владеть средствами производства. Тут же вспоминают слова Ленина сказанные для периода, когда диктатура пролетариата была ещё в принципе не возможна по тем же причинам , на которые указывал и Энгельс в выше приведённых цитатах, что диктатура пролетариата не возможна иначе чем через диктатуру партии. Их совершенно не смущает тот факт, что Ленин ни разу не ответил на жёсткую критику такой постановки вопроса с позиции теории, а на Третьем конгрессе Коминтерна, на котором этот вопрос подымался в теоретическом плане ни разу по этому поводу не выступил, а предоставил это Бухарину, о котором сам писал в последствии что "он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики". (ПСС, изд. 5, т. 45, стр. 345) Эти "теоретики" валят в одну кучу и теоретические наработки классиков научного коммунизма с возможными ошибками и недочётами, и реальную политику, в которой под давлением обстоятельств приходится искать пути решения вопросов по ранее теоретически не проработанным моментам. А в нужный момент они как фокусники выдёргивают те или иные цитаты в обоснование своих позиций не заботясь об увязке этих позиций с общими законами развития общества, которые и являются основой всего научного коммунизма, основным содержанием работ классиков научного коммунизма.

И всё это потому, что руководители и идеологи практически всех коммунистических партий России претендуют на ведущую роль в обществе, причём именно по примеру КПСС и правящих компартий других стран. Они могут как угодно витиевато излагать свои программы, но власть трудящихся масс, власть современного пролетариата, без них во главе, для них вариант неприемлемый. Они видите ли лучше трудящихся масс знают, как этим массам надо жить. Их не смущает, что в первой конституции (РСФСР 1918 года), которую готовил Ленин сразу после революции, готовил ещё не зная будущих проблем и чисто на научной основе, даже упоминания о партии не было, что она готовилась как конституция государства именно диктатуры пролетариата, диктатуры именно класса, который через государство, как орудие своего господства и должен владеть собственностью на средства производства, и именно таким путём обеспечивать свою диктатуру в обществе. Они не хотят понимать, что Конституцию эту не удалось внедрить по той же причине о которой писал и Энгельс в приведённой выше цитате в отношении революций во Франции 1848 и 1871 годов. Их не смущает и то, что об этом, о неготовности общества к власти Советов, практически откровенно говорил Ленин, опасаясь немедленной реставрации капитализма, что именно из этого и родилась доктрина диктатуры пролетариата через диктатуру партии, тот самый суррогат диктатуры пролетариата, который и привёл в конечном счёте к реставрации капитализма в СССР в полном объёме. Их не смущает, что начиная с первой программой РСДРП ставился вопрос не о создании партии социал-демократов, а о партии пролетариата, что задачей социал-демократов как некой уже структурированной силы (как ныне коммунистов), как раз и являлось создание партии пролетариата. Они не могут принять, что Советы и стали той самой партией пролетариата и именно поэтому ни о какой другой партии в Конституции РСФСР 1918 года и не говорилось. Их амбиции, жажда ведущей роли в обществе, и просто жажда собственной значимости, величия, не позволяют им принять всё это. Многие из них надеются, что грядущие тяжёлые времена бросит народ к их ногам, но практика Украины показывает, что в такое время народ наоборот, выметает подобные партии и организации как мусор из своего дома. И именно поэтому, чувствуя свою несостоятельность, опасаясь оказаться не востребованными, эти амбициозные руководители современных коммунистических партий России никогда не будут заниматься вопросами самоорганизации трудящихся масс, говоря языком начала прошлого века, организацией той самой партии пролетариата. На все подобные призывы они лицемерно отвечают, что их партия это и есть партия современного пролетариата.

И ещё на один момент хотелось бы обратить внимание. Некоторые "радикальные" коммунисты когда их спрашиваешь как Вы собираетесь поменять власть в стране, с заговорщицким видом сообщают, что об этом нельзя открыто говорить, что это будет вооружённое восстание, которое надо готовить тайно, чтобы не быть привлечённым к уголовной ответственности. Эти товарищи похоже в детстве в войнушку не наигрались. Им непонятно то, что было понятно Энгельсу ещё в 1895 году.

"Но вместе с этим успешным использованием всеобщего избирательного права стал применяться совершенно новый способ борьбы пролетариата, и он быстро получил дальнейшее развитие. Нашли, что государственные учреждения, при помощи которых буржуазия организует своё господство, открывают и другие возможности для борьбы рабочего класса против этих самых учреждений. Рабочие стали принимать участие в выборах в ландтаги отдельных государств, в муниципалитеты, промысловые суды, стали оспаривать у буржуазии каждую выборную должность, если при замещении её в голосовании участвовало достаточное количество рабочих голосов. И вышло так, что буржуазия и правительство стали гораздо больше бояться легальной деятельности рабочей партии, чем нелегальной, успехов на выборах, — чем успехов восстания.
Ибо и здесь условия борьбы существенно изменились. Восстание старого типа, уличная борьба с баррикадами, которая до 1848 г. повсюду в конечном счёте решала дело, в значительной степени устарела.
...
Понятно ли теперь читателю, почему господствующие классы хотят заманить нас непременно туда, где стреляет ружьё и рубит сабля? Почему нас теперь упрекают в трусости за то, что мы не желаем немедленно без оглядки выходить на улицу, где, как мы наперёд знаем, нас ожидает поражение? Почему нас так настойчиво упрашивают согласиться, наконец, сыграть роль пушечного мяса?
...
Ирония всемирной истории ставит всё вверх ногами. Мы, «революционеры», «ниспровергатели», мы гораздо больше преуспеваем с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота. Партии, называющие себя партиями порядка, погибают от созданного ими же самими легального положения. В отчаянии они восклицают вместе с Одилоном Барро: la légalité nous tue, законность нас убивает, между тем как мы при этой законности наживаем упругие мускулы и красные щёки и цветём, как вечная жизнь. И если мы не будем настолько безрассудны, чтобы в угоду этим партиям дать себя втянуть в уличную борьбу, то им в конце концов останется лишь одно: самим нарушить эту роковую законность.
...
Но пусть они проводят свои законопроекты против переворота, пусть делают их ещё более свирепыми, пусть превращают весь уголовный кодекс в каучук, — они достигнут лишь того, что представят новое доказательство своего бессилия. Для того чтобы ущемить социал-демократию всерьёз, им придётся прибегнуть ещё к совершенно другим мерам. Против социал-демократического переворота, которому в настоящий момент идёт на пользу как раз соблюдение законов, они могут пустить в ход лишь переворот со стороны партий порядка, переворот, который не может произойти без нарушения законов".

Надо ли после этого объяснять, что главной задачей коммунистов является именно организация трудящихся масс, организация в самостоятельную структуру, широкую массовую организацию трудящихся? Современные лидеры и идеологи коммунистических организаций России и слышать об этом не желают. Показательно в этом плане выступление на одном из пленумов Межрегионального объединения коммунистов одного из членов его руководства, а в настоящее время и руководства ОКП, молодого энергичного ответственного за организацию уличных мероприятий. Отвечая на соответствующие выпады представителей регионов он вопрошает примерно следующее: "А пусть они скажут, сколько митингов и пикетов они провели, сколько раздали газет и другой литературы, и т.д.". Такие как он даже не понимают, что они оценивают результаты своей деятельности объёмом самой деятельности, а вовсе не её результатами. Это всё равно, что копать ямы, а потом закапывать, снова копать и снова закапывать - работы много, результатов ноль, место как было ровным, так и осталось. И ведь все прекрасно видят, что никаких реальных результатов за почти четверть века такая, с позволения сказать, тактика "борьбы" не дала, но при этом продолжают настаивать именно на такой тактике. Это не борцы за интересы трудящихся, это борцы за собственные интересы. Нет, они конечно не против, чтобы народ жил хорошо, даже за, но при одном непременном условии, чтобы народ эту хорошую жизнь получил с благодарностью именно из их рук, другие варианты для них абсолютно не приемлемы.

Ещё одна проблема это в соотношении материализма и идеализма в теоретических дискуссиях. Похоже, на отказе от веры в Бога и признании материальности мира для большинства коммунистических идеологов (о руководителях партий говорить, как правило вообще не приходится, в своём подавляющем большинстве их идеология вообще не интересует) материалистическое мировоззрение и заканчивается. Вопрос о первичности и вторичности материального и идеального при рассмотрении каждого конкретного вопроса у них вообще не стоит. Это , если можно так выразится, абстрактные материалисты, в реальности (при рассмотрения конкретных вопросов) стоящие как правило на идеалистических позициях.

И Гегель и Маркс признавали существование и материального и идеального, только Гегель первичным считал идеальное, а Маркс материальное. Современные же идеологи большинства коммунистических партий России, при рассмотрении конкретных вопросов, последствия выводят либо из решений власть имущих, либо из личностных качеств конкретных лиц, имеющих возможность влияния на ход истории. То есть, они выводят бытие из сознания, из идеи, вместо того, чтобы само сознание, саму идею выводить из бытия, и при этом считают себя материалистами. Вместо того, чтобы проанализировать чем какими объективными обстоятельствами (бытием) вызвано то или иное решение руководства или личности, они за отправную точку принимают само это решение и уже из него выводят всё остальное. Они не желают понимать, что сама идея (любое решение, любого органа) рождается только уже существующим бытием. Реальное бытие рождает новые потребности, а идея это только путь реализации этих потребностей. Поэтому решения надо выводить из совокупности потребностей именно тех, кто эти решения принимает, из бытия, а не наоборот, не будущее бытие выводить из решений (идей). Бытие рождает бытие, а наше сознание здесь только переходная форма из одного бытия в другое.

Эти "материалисты" даже вспоминать не желают о гносеологии в марксистской философии. О том, что развивая достигнутое в этой области Фейербахом, Маркс пошёл несколько дальше. Мыслит не мозг, не человек, даже не человек в содружестве с природой (на чём остановился Фейрбах), мыслит человек совместно с обществом. То есть, остыньте гордые индивидуумы, всё ваше мышление является только отчасти вашим, а в основной части это мышление общества Вас сформировавшего и выражает оно то бытие, которое Вас сформировало. И все решения и ваши, и власть имущих, рождаются только в рамках реализации потребностей принимающих решения, сформированных их конкретной средой обитания. И только на этой основе можно анализировать общественные процесс с позиции материалистического мировоззрения.

С этих позиций забавно выглядят и нападки "марксистов" на тех кто осмеливается указать как на явные, даже признанные самими классиками, их ошибки, так и на те которые они не успели признать или, как минимум возможные ошибки, которые надо либо признать либо развеять сомнение в них. Сразу слышится упрёк: Вы что, умнее классиков? Их не смущает, что сегодняшние школьники по многим вопросам оказываются, в этом смысле, умнее великого Аристотеля. Они не понимают, что если человек мыслит совместно с обществом, то бессмысленно сопоставлять умственные (физиологические) способности людей которых разделяют эпохи. Даже самая заурядная посредственность из более поздней эпохи может разбираться намного лучше в некоторых конкретных вопросах, чем гений живший в предыдущей эпохи, потому, что общественная составляющая его сознания объективно ушла далеко вперёд.

И, с этих позиций, забавно видеть пренебрежительное отношение некоторых относительно молодых деятелей коммунистического движения, представителям старшего поколения состоявших в КПСС, основанное на том, что их мышление, дескать, сковано стереотипами КПСС. Безусловно, для тех кто верно служил именно парии, а не классу, это верно. Но сами-то они кто? Продукт какой среды? Не той ли, которая и служила верой и правдой не трудящимся массам, а именно партии, возможно и искренне считая, что служат именно трудящимся массам? И эта молодая поросль коммунистического движения России является на самом деле наследником всех перечисленных выше (и не только) догм и заблуждений поколения их воспитавшего.Развернуть их мышление в сторону научного мировоззрения оказывается весьма не просто.

И, напоследок, хотелось бы обратить внимание на то, что переход от капитализма к коммунизму (социализм) это не просто смена очередных общественно-экономических формаций, это смена огромных исторических эпох, от эпохи государственного управления обществом, исчисляемой тысячелетиями к эпохе без государственного управления обществом. Из чего можно предположить, что переход этот будет достаточно длительным и может преподнести немало сюрпризов в области осмысления самого процесса этого перехода. Ведь и до революции 1917 года в России в теории не прорабатывалась возможность захвата власти в стране коммунистической партией и её удержания в течении столь значительного исторического периода. Если не полностью, то во всяком случае многом, отсутствие такой проработки и привело к таким печальным последствиям, к реставрации капиталистических отношений в полном объёме в бывших "социалистических" странах.

Непонимание всего этого, или просто неприятие этого руководством и идеологами подавляющего большинства коммунистических организаций России создаёт такую ситуацию в коммунистическом движении, что антикоммунистам в нём и делать нечего, эти руководители и идеологи у них просто хлеб отбирают, выполняя за них основную часть их работы.

С. Бобров

Добавить комментарий (всего 138)   ‹ Более старые   Более новые ›

Статья хорошая. Таких статей надо бы побольше. Коммунистическое движение закисло. Может через обсуждение таких статей получится хоть как-то его растормашить.

Нет, Антоха, подобные статьи уводят в болото. Растормошить коммунистическое движение может только нелегальная партия с военной дисциплиной.

Что любопытно, Бобров практически по фамилиям назвал тех которые по его мнению являются догматиками-антикоммунистами, а в ответ тишина.

"То есть, эти, если так можно выразиться, "борцуны", к которым относятся практически все руководители и идеологи современных коммунистических партий России, и в первую очередь таких как РКРП, РКП, РОТФРОНТ, РРП..."

Либо автор статьи сильно промахнулся и на его бред ни кто не желает реагировать, либо Бобров попал в точку и ему этим товарищам просто нечего возразить. И ещё вопрос Боброву - а почему не упомянуты КПРФ, "Коммунисты России" и ОКП? Там что, меньше догматизма?

Вероятно автор вполне справедливо не полагает КПРФ, КР и ОКП - коммунистами (речь то об антикоммунизме в "коммунизме"). Тем более последняя и не сформировалась ещё толком. Наоборот он погорячился, вписав туда РРП. Такие антикоммунисты, как и какой нибудь немцов или каспаров..

Открыто проповедуя отказ от уличной борьбы, вооруженного восстания, называя эту контрреволюционную пропаганду - развитием марксизма! Вы, тепличные "тоже марксисты", на что надеетесь? Что капитализм без борьбы масс в коммунизм трансформируется? Политику, в широком смысле этого слова - делают МАССЫ. И никакая ревизия Марксизма не изменит данной аксиомы.

Подпольщик, а где и кто отказывается от уличной борьбы, вооруженного восстания? Может я что-то пропустил, приведите цитаты. Или вы это из своего пальца высосали, так сказать, для красного словца?

Перечитай статью, Володя, и если ты в ней не видишь "ушей" меньшевиков-ликвидаторов, то что тут поделаешь. "горбатого могила исправит"

Не надо мне ни "ушей" ни прочих "хвостов", ты хоть сам статью читал? Ответь на простой и однозначный вопрос, где и кто отказывается от уличной борьбы, вооруженного восстания? Приведи цитаты от Боброва или, как говорится, замри на век, иди соси палец дальше.

"надо ли после этого объяснять, что главной задачей коммунистов является именно организация трудящихся масс, организация в широкую массовую организацию трудящихся" так что, соси сам, Вовик.

Ленинизм отрицает уличную борьбу, равно как и вооруженное восстание и насильственное свержение. Это как раз, ничто иное как буржуазная идеология, которую я называю майданизмом. В России яркими представителями майданизма были поп Гапон, Савинков, Керенский и ряд других видных социалистов революционеров (эссеров), с которыми Ленин вел очень жесткую идейную борьбу.

Ленин же никаких уличных восстаний и митингов не организовывал, а тем более не организовывал он никаких переворотов. Напротив, Ленин своевременно ликвидировал опасность, исходящую от потенциальных бунтовщиков и смутьянов (майданист Керенский и прочая), засевших в Зимнем дворце в октябре 1917 года.

Здесь много верного. Но всё же... Каковы практические выводы? Не надо было большевикам в 1917г. брать власть? Или "Только легальная борьба, все на выборы, голосуем за Зю?" Непонятно. Догматизм, кстати, состоит не только в обожествлении классиков, но и в привычке брать у них цитаты, вырывая из контекста, без учёта конкретной исторической ситуации. "Энгельсу ещё в 1895г. было понятно..." А ситуация у нас такая же, как в 1895г. или всё же другая? Но, тем не менее, поставлю плюс. За храбрость. :-)

И где здесь цитаты, вырванные из контекста? Здесь только сравнение. Энгельс, опираясь на ими же с Марксом обоснованное, что формация не может прекратить своё существование и перейти в новую до тех пор, пока даёт достаточный простор, для развития производительных сил и, видя как бурно развивались производительные силы и после 1848 и после 1971 годов, понимает, что они ошибочно, не обоснованно, полагали возможность пролетарской революции в эти годы. То есть, он исходил из фундаментальных основ, из того, что пока капитализм даёт простор для развития производительных сил, никакой пролетарской революции (смены формации, установления государства диктатуры пролетариата, социалистического государства), в принципе быть не может. Это человек, способный к аналитическому мышлению и критическому отношению к собственным воззрениям оказался способным сделать через 47 лет после одной революции и через 24 года после другой, видя, что производительные силы капитализма вовсе не затормозили своё развитие, а продолжали и далее динамично развиваться. Современные же «теоретики» наблюдая уже чуть ли не столетие за тем же, всё ни как не могут признать, что в начале прошлого века (1917 год) никакого перехода к новой формации быть в принципе не могло, и не только в России, но даже в промышленно развитых странах. То есть, к анализу этого периода надо подходить совершенно с других позиций, чем это делалось до сих пор. Понимаете, здесь не ссылка на какой-то незыблемый авторитет и не вырывание цитаты из контекста, здесь сравнение позиций человека мыслящего и догматиков, сравнение их выводов из совершенно аналогичного опыта. И причём тут «Не надо было большевикам в 1917г. брать власть?»? Ещё раз повторю, для тех, кто ещё не знаком с моим мнением по данному вопросу. То, что было сделано в результате революции 1917 года это лучшее, что можно было сделать на тот момент времени, но это не переход к социализму, это не диктатура пролетариата, подавляющего большинства трудящихся масс, как это, кстати, планировалось по Конституции РСФСР 1918 года. Это диктатура партии, такое государственное устройство, возможность которого теоретически никогда не прорабатывалась. Но взяв власть, в партии ничего и не стали дальше прорабатывать, объявив, что это и есть диктатура пролетариата. Понятно, что вначале было не до того, потом парт номенклатуре это стало совсем не к чему, но почему современные догматиками так свято чтут эту парт номенклатурную догму? А практические выводы таковы, что если четверть века используемые методы борьбы ничего не дали, то пора бы и задуматься почему, и без теории здесь не обойтись. И борьба в первую очередь должна быть именно легальная, это тоже понял ещё Энгельс в своё время. Надо максимально выжимать именно из этой формы борьбы, как минимум до тех пор, пока буржуазия сама не вынуждена будет откровенно нарушать ею же установленные законы. Но это вовсе не значит тупо ходить на выборы и голосовать «за Зю» или любую другую партию. Это значит, что надо организовывать трудящиеся массы в самостоятельную структуру. Не организованные массы, ни на какую борьбу поднять невозможно. А наши партийные боссы бесконечно и лицемерно повторяют, что их партия это и есть организация широких масс. А коммунистам надо научиться направлять борьбу этих масс силой своего авторитета, а не выступать, как сейчас на улицах с мегафоном в роли городских сумасшедших, мимо которых эти массы проходят с усмешкой. И решать какого депутата поддерживать должна организация трудящихся, не зависимо от какой партии этот кандидат формально будет выдвигаться. Тогда борьба между коммунистическими течениями будет проходить внутри этой организации, а направление её борьбы будет отражать результирующий вектор влияния этих партий на данную организацию. Понимаете, массы надо организовывать, а не «само реализовываться», не выступать в роли шутов на различных мероприятиях, не надувать щёки, изображая из себя самых умных, единственно знающих путь к всеобщему счастью. Народ сам разберётся, не глупее парт боссов, помогите ему только организоваться, т.е. сделайте то единственное, что Вы можете сделать лучше, что массы пока без Вас ещё сделать не могут. Когда смогут, тогда Вы им вообще будите не нужны.

Прошу прощения. Перечитал и обнаружил незаконченное предложение. «Это человек, способный к аналитическому мышлению и критическому отношению к собственным воззрениям оказался способным сделать, через 47 лет после одной революции и через 24 года после другой, видя, что производительные силы капитализма вовсе не затормозили своё развитие, а продолжали и далее динамично развиваться, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВЫВОДЫ».

А сейчас капитализм обеспечивает динамичное развитие производительных сил? Может, переход к нему вызвал у нас бурный расцвет производства? Если так, то борьба против него бессмысленна и никому не нужна. Тогда, в борьбе за ЧТО вы собираетесь организовывать народные массы? Да и в начале XX века массовое движение за социализм было, надо полагать, не потому, что Маркс им всем в уши надул. Бытие, как Вы верно заметили, определяет сознание. И классики марксизма тоже продукт эпохи. Была в них потребность - они появились. А спор о легальных/нелегальных методах борьбы вообще не имеет смысла. Нужны и те и другие. Нет такой власти, которая позволяет легально свергать себя. Пока власть у буржуазии, любая легальная деятельность, ставшая для неё опасной, на следующий день станет нелегальной.

Во-первых, борьба никогда не бессмысленна, более того, это естественное состояние всего живого – борьба за более полное удовлетворение своих потребностей. Просто на каждом этапе развития общества надо уметь правильно выбирать как цели, таки методы борьбы.

А во-вторых, разговор шёл не о «сейчас». А сейчас как раз и есть все предпосылки утверждать, что развитие производительных сил общества упирается, в конечном счёте, именно в отношения собственности. То есть, есть все основания полагать, что общество уже готово к переходу в новую общественно-экономическую формацию. Но это отдельная тема. И именно поэтому более уже невозможно установление в обществе никакой диктатуры никакой коммунистической партии. Именно поэтому в настоящее время результаты может дать только борьба именно за диктатуру пролетариата, подавляющего большинства населения страны (мира).

А методы борьбы нужны те, которые дают результат. И нет никакой необходимости играть в заговорщиков, пока не исчерпаны легальные методы борьбы и пока они могут дать гораздо больше результатов, чем «подпольное» сектантство – порождение невежества и инфантилизма.

"естественное состояние всего живого – борьба за более полное удовлетворение своих потребностей.", ну тут вы явно перегнули, Боборов. Борьба за более полное удовлетворение своих потребностей присуща только человеку, только у человека потребности постоянно увеличиваются. У всего остального живого потребности ограничены минимально необходимым и не возрастают. Нельзя же назвать возрастанием потребностей волка, сожравшего одну овцу и физически неспособного сожрать еще что-то в ближайшую неделю, то что, он, волк, инстинктивно режет еще пару тройку овец. Ваш взгляд близок к фашистской концепции борьбы как переноса биологической теории Дарвина о выживании видов на человеческое общество. Фашисты по их мнению, правильно выбирали цели и методы своей борьбы. Можно ли назвать их борьбу имеющей смысл? В этом вопросе требуется большая осторожность, которую вы не демонстрируете.

"А сейчас как раз и есть все предпосылки утверждать, что развитие производительных сил общества упирается, в конечном счёте, именно в отношения собственности.", Бобров, на чем основывается ваше утверждение, можете раскрыть содержание того, что вы назвали предпосылками? Предположим, я их не вижу и я не один, вы, как вам кажется, видите, поделитесь увиденным с остальными.

И о диктатуре. Вы ошибаетесь, диктатура при определенных условиях может быть где угодно и установлена кем угодно. Вопрос только в том, сколько она продержится и сколько потребуется жертв для ее свержения. Диктатуры же пролетариата в принципе быть не может и никогда небыло, так как диктатура понятие персонифицированное, а понятие пролетариат обобщенное. Возможна только диктатура ДЛЯ пролетариата, в его интересах, или кого-либо другого, буржуазии, например, или военного сословия, или чиновничества, все зависит от того, чьи интересы представляет диктатор или небольшая группа диктаторов.

Что касается потребностей всего живого, то здесь разговор не о возрастании, а просто о более полном удовлетворении уже имеющихся. А как известно, численность популяций животных ограничивается в основном их кормовой базой. То есть, "пряников сладких всегда не хватает на всех". Что касается человека, то возрастание потребностей надо отделять от борьбы за более полное удовлетворение уже существующих. Человек борется за более полное удовлетворение именно уже существующих, т.е. осознанных, потребностей. Новые же появляются только после того, как в результате стремления к более полному удовлетворению уже осознанных потребностей, человек развивает производительные силы и уже с этого нового уровня ему открываются и новые горизонты, в том числе и с новыми потребностями. Про волков и фашизм опустим, как лирическое отступление.

Коротко по некоторым предпосылкам. 1. Капитализм лишился возможности расширения (территориально). На эту проблему указывают даже буржуазные экономисты.

2. Крупнейшие научные исследования без которых невозможно дальнейшее развитие производительных сил уже невозможно проводить на капиталистической основе ввиду невозможности определения уровня прибыли от их результатов.

3. Затраты на необходимые атрибуты капитализма на данном уровне его развития (финансовая система, биржи, страхование, затраты на конкуренцию и т.п.) уже на столько возросли, что уже поглощают практически всю прибыль от реального производства. То есть, с одной стороны дальнейшее развитие производительных сил неизбежно ведёт к увеличению этих затрат, а с другой увеличение этих затрат лишает буржуазию стимула (прибыль) развивать производительные силы. Неразрешимое противоречие.

4. Система управления экономикой уже достигла такого уровня развития, что собственники крупных средств производства конкретно в управлении непосредственного участия как правило не принимают, что позволяет эту собственность безболезненно передать в любые руки без потери её способности к функционированию, в том числе и в руки государства диктатуры пролетариата. Пока хватит.

Что касается диктатуры. Здесь мы похоже оперируя одним термином, пользуемся разными понятиями. Я, и многие здесь, оперируем термином "диктатура" исходя из марксистского понятия. То есть, определяя диктатуру как ни с кем не разделённую власть опирающуюся на силу. И именно на основе этого формируются и понятия "диктатура буржуазии" или "диктатура пролетариата". Речь идёт просто о том, в чьих конкретно руках находится реальная власть в государстве.

Вы же в термин "диктатура" вкладываете несколько другое понятие, увязывая его исключительно с конкретной личностью - диктатором, или небольшой группой. Правда в последнем случае непонятно, как определяться с размером этой группы, с каких её размеров её диктатура перестаёт быть диктатурой. В принципе, это ваше дело, но разговор немного не об этом.

Интересно вы пишете :"Человек борется за более полное удовлетворение именно уже существующих, т.е. осознанных, потребностей.", может не борется, а стремится к более полному удовлетворению потребностей? Борется как, ножом и кастетом? Или все же для удвлетворения потребностей требуется соответственно потребностям работать?:-) И что это за человек, который развивает производительные силы? Это общество развивает производительные силы, используя человека, человечество уже давно ушло от того времени, когда производительные силы развивал человек. Коротко по предпосылкам. С вашим 1 трудно не согласится, учитывая размер Земли. 2. С эти могласиться нельзя, на сегодняшний день, большинство крупных научных исследований проводятся на капиталистической основе по той простой причине, что капитализм пока еще доминирует и заинтересован в развитии производительных сил из своих "эгоистических" побуждений, а уровень прибыли всегда можно теоретически рассчитать. 3. Вы так за капиталистов не переживайте, себе в убыток они работать не будут. А атрибуты, о которых вы пишете, тллько способствуют капиталитам, а не тормозят их. С вашей логикой согласиться нельзя, это голословные утверждения. 4. Да, тут вы правы, собственнику стало жить легче, не надо лично участвовать в управлении:-). Что касается диктатуры, то понятие ее одно, да и термин один, вожно освоить и то, и другое научно. Вы ж правильно пишете "Я, и многие здесь, оперируем термином "диктатура" исходя из марксистского понятия. То есть, определяя диктатуру как ни с кем не разделённую власть опирающуюся на силу.", и я о том же. Различия начинаются во-первых, в понимании сущьности, вида и формы силы, на которую опирается диктатура. Вульгарно под этим понимается физическая сила, примененная к обществу, что не есть исчерпывающим пониманием, а только одним из возможных вариантов, наиболее грубым. Во-вторых, никто не обращает внимания, говоря о диктатуре класса на очевидное, "ни с кем не разделённую власть", как характеристику диктатуры, а класс есть множество, что предполагает разделение власти между всеми. Это уже не диктатура. Суть диктатуры в персонализации, минимизированной в идеале до одного человека, и никтот не может сказать о размере группы диктаторов, это уже результат их междуособной борьбы, баланс их сил, но направление борьбы одно, максимально возможная минимизация диктаторской группы. Так что не переживайте за размер группы диктаторов, она саморегулируемая и минимально воззможная.:-) Так что переходите на научное определение диктатуры, это единственный практичный вариант, исключающий разные околодиктатурные мудрствования.

- На земле лежит чёрное и длинное. Что это?

- Ворона.

- Но почему длинная?

Шлангом прикинулась.

Это я к тому, что может не стоит зацикливаться на синонимах, сравнениях, образных ( в определённой степени и неточных) выражениях, если из предыдущей дискуссии и статьи и так всё ясно?

Что касается предпосылок, то это не предмет обсуждения в контексте данной статьи. Вы спросили - я ответил. Всё.

Что каксается диктатуры, то Вы явно лукавите. Вы вкладываете в этот термин не общепринятое здесь марксистское понятие, а именно своё. И это нет нужды даже подробно расписывать, достаточно вспомнить общепринятые в марксизме понятия (диктатура буржуазии", "диктатура пролетариата", которые никак не вписываются в в предлагаемое вами понятие диктатуры, как непременного диктата одного лица, одной персоны. В общепринятом понятии диктатуры диктат осуществляет субъект, и кто является этим субъектом персона, клан или класс, не имеет никакого значения. А субъект состоящий из множества лиц, свою диктатуру осуществляет через демократию к которой реально (как бы это ни было завуалировано) допущен только этот круг лиц. Посмотрите на буржуазные выборы, посмотрите на выборы в СССР, не трудно заметить, что и там и там массы выполняли роль не более чем статистов в этих спектаклях.

Кто это вас, Бобров, по жизни так обманул, что вы видите в простых вещах лукавство? Не жена, нет?:-) В чем вы увидели мое коварное лукавство, вы же сами пишете "Вы явно лукавите. (?) Вы вкладываете в этот термин не общепринятое здесь марксистское понятие, а именно своё.", я и не скрываю, не лую прямо, меня не устраивает так называемые общепринятые понятия и выражения типа "как всем известно, для всех очевидно, общеизвесто и т.п.". Все используют общепринятое, а в результате где социализм и в какой ... сидит коммунистическое движение. Я не думаю, что вы из той категории людей или как минимум находитесь на пограничной линии. Вот сами выше пишете: "Вполне возможно, что мои взгляды и не совпадают с ленинскими по каким-то вопросам, ...", т.е. смотрите с другого угла на "общепринятое марксистское понятие", и правильно делаете. Общепринятые понятия, на поверку историей, оказываются недостаточно осознанными и понятыми, как результат ложные взгляды, выводы, дествия. Что касается диктатуры, "диктатура буржуазии", "диктатура пролетариата" есть абстрактные понятия, образные, и использовать их практически значит грешить против истины. Чтоб понять это достаточно рассмотреть практику реализации, например, диктатуры пролетариата. Как только топрос переходит к практической реализации, "диктатура пролетариата" моментально превращается в "диктатуру некоего объекта", но не пролетариата, а в лучшем случае посредника. По определению диктатура есть ничем не ограниченная власть, а это автоматически исключает использование посредника, как ограничителя власти. Диктатура пролетариата, в прошлой истории выродилась в диктатуру партии, которая в свою очередь выродилась в диктатуру политбюро, которая в свою очередь выродилась в диктатуру вождя. И все это, понятно почему, громко называлось диктатурой пролетариата. Вот в чем порочность практиковать абстрактные понятия, вот почему вредно говорить о диктатуре пролетариата как практики, для дела коммунистического-социалистического строительства. При этом ответственность за последствия реализации власти перекладывается на пролетариат, того, у кого якобы диктатура. Использование абстрактных понятий практически, ни к чему хорошему привести не может, СССР тому пример. Власть должна всегда быть правильно персонально идентифицирована и нести персональную ответственность за свои действия. А так СССР развалился, а кто виноват ищут до сих пор. Так будет и дальше,сли только не изменится взгляд на понятие "диктатура пролетариата" и власть перестанет прятаться за это абстрактное понятие, будет искренна и скажет "да, это моя диктатура, я несу полную ответственность". Ломайте стереотипы, Бобров, если бы не ваш прогрессивный взгляд на догматиков, я бы вам ничего этого не писал, а так у вас есть шанс.

Опять старые и глупые перепевы о том, что большевики взяли власть в 1917 году.

У кого они взяли власть? Большевики пришли к власти в результате волеизъявления народных масс, которое было осуществлено через особые органы: Советы народных депутатов. В это же время в Зимнем сидели бунтовщики, майданисты и смутьяны Керенский и иже с ним, кои арестовали государя императора и его семью и устроившие повальное воровство по всей России, а также массовые беспорядки, убийства царских чиновников и офицеров, а также жандармов, то есть полный беспредел.

Ленин 25 октября 1917 года сказал бунтовщикам "ША" и те сбежали нах.

В своих комментариях я не выдвигаю утверждение, что вся вина ложится на Конституцию РСФСР 1937 года. Моя задача, прежде всего, состояла в доказательстве оппонентам отрицательной роли ревизии основных положений марксизма - обязательность диктатуры пролетариата в государственном строительстве социализма. С этим, как я полагаю, вы согласились.Степень вины можно уточнить при более глубоком изучении процессов, происходящих в период строительства и крушения СССР и РСФСР. С вашими предположениями об изменении текста конституции в связи с объективным изменением обстоятельств можно было бы согласиться если бы Конституцией РСФСР 1937 года были созданы механизмы обеспечивающие рабочему классу осуществление руководство и контроль государственной власти в республике и на местах, как это было сделано в конституции РСФСР 1925 года. Основной причиной крушения СССР и РСФСР явилось исключение рабочего класса из политической, государственной власти РСФСР. Рабочий класс как, никакой иной класс заинтересован в строительстве социализма. Рабочий класс в 1978 году обладал высокой степенью образованности, организованности, политической зрелости, и способности развернуть страну на путь успешного завершения строительства социализма и коммунизма.

Похоже Вы меня не вполне поняли. Необходимость диктатуры пролетариата (не уточняя пока этот термин) и так мало кто оспаривает. То, что упомянутые конституции не были конституциями государства диктатуры пролетариата, это тоже понятно. Вопрос в другом. Из ваших текстов получается, что до этой конституции в стране была именно диктатура пролетариата. А я Вам хочу показать, что её и до этого по факту не было, по той простой причине, что на том уровне развития производительных сил они ещё не могли сформировать пролетариат как класс способный к господству в обществе. Я пытаюсь показать, то исходить надо из фундаментальных основ марксизма, из того, что ни одна формация не может погибнуть до тех пор, пока даёт достаточный простор для развития производительных сил. То есть, пока развитие производительных сил не подошло к такому рубежу, то и новый господствующий класс ещё не может до конца сформироваться, а горизонт новых задач, которые может решить только он, ещё не виден.

То есть, Вы пишите, что Конституция РФСР 1937 года не была конституцией государства диктатуры пролетариата, а я пытаюсь Вам сказать, что государства (как орудия насилия) в руках пролетариата никогда и не было, т.е. никогда не было государства диктатуры пролетариата. С самого начала, с начала гражданской войны, вся полнота власти в силовых и управленческих структурах концентрировалась в руках именно руководства партии. А в 1921 (если не в 1920) году об этом было заявлено практически открыто, правда с несколько лукавой формулировкой, что это диктатура пролетариата осуществляется через диктатуру партии, что в мировом коммунистическом движении сразу было подвергнуто резкой критике. Но с позиции политики, с учётом непростой обстановки на то время в самой партии, это было вполне оправдано.

Почему это так важно понять сегодня? Потому, что принцип "партия наш рулевой" настолько прочно засел в головах современных коммунистов, что они и в настоящее время пытаются идти по той протоптанной дорожке, которая была правильной только для того конкретного периода времени, а в настоящее время принципиально нереализуемая. То есть, если Вы идёте от Конституций 1936-1937 годов, то Вы не можете показать принципиальной разницы в ситуациях и остаётся только ваше слово против их слова, без учёта законов развития общества. Если же вы идёте от объективных условий, то Вы можете показать принципиальную разницу, принципиальную готовность современного общества к переходу к социализму (но это отдельный разговор), а, следовательно, и полную невозможность прихода к власти в будущем реально социалистическом государстве какой бы то ни было партии.

То есть, я не против вашей постановки вопроса, я только хочу, чтобы это базировалось на научной, материалистической основе, а не исходило из идеалистических представлений об историческом развитии, когда будущее бытие выводится из каких-то идей (постановлений, решений, конституций и т.д.). Только и всего. То есть, я прошу Вас просто капнуть глубже, чтобы стать на более устойчивую материалистическую почву.

Ваше утверждение, что пролетариата как класса в 1937 году принятия конституции РСФСР еще не было. Это противоречит статье первой конституции РСФСР 1925 года в которой сказано, что конституция имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществлении коммунизма. Это так же противоречит статье второй конституции РСФСР 1937 года в которой сказано: "Политическую основу РСФСР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата." Следовательно пролетариат в эти годы не только существовал как класс. Но как класс создал политическую основу РСФСР. Диалектическое изменение В.И.Лениным вывода классического марксизма на возможность построения социализма в отдельно взятой стране минуя стадию классического развития капитализма а с ним и пролетариата обоснованно, и нашло свое подтверждение в практике строительства Советского государства. Нужно обратить внимание на роль пролетариата в становлении советской власти в период гражданской войны и восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. Которые ускорили в сравнении с классическим западным пролетариатом политическую и организационную зрелость, позволившую за короткий исторический период образоваться пролетариату России в класс. Политическая власть государства не могла быть представлена политической партией с её малочисленностью. Поскольку на фронтах гражданской войны погибла значительная часть членов РСДРП (б). Политическая партия КПСС пришла к государственной власти значительно позже, что нашло свое закрепление в статье шестой конституции РСФСР 1978 года. Во всех предшествующих конституциях даже намека об осуществление диктатуры пролетариата через партию РСДРП (б) не было. Я привожу не пространственные рассуждения и домыслы, а выводы основанные на документах государства. Юридической и доказательственной силы которых никто не отменял. Утверждение, что РСФСР с 1937 года не стала государством диктатуры пролетариата основано на конституции РСФСР. Если кто либо претендуете на научную обоснованность своей позиции то обязан предъявите этому доказательства. Если кроме рассуждений ничего нет значит домыслы в научной теории марксизма приемлемы быть не могут.

Как там, у Высоцкого:

И затеялся смутный, чудной разговор,

Кто-то песню орал и гитару терзал

Что-то подобное начинается и у нас. Давайте либо разговаривать корректно, либо никак. Вот откуда Вы взяли, что я утверждал "что пролетариата как класса в 1937 году принятия конституции РСФСР еще не было"? Об этом разговора вообще не велось. Разумеется пролетариат был, сколько его и в каком состоянии это отдельный разговор. В данном же случае я утверждал лишь то, что никогда не было ГОСУДАРСТВА ДИКТАТУРЫ пролетариата, т.е. ГОСУДАРСТВО, как орудия господства, как орудия систематического насилия НИКОГДА НЕ БЫЛО В РУКАХ ПРОЛЕТАРИАТА, КАК КЛАССА. И всё это по той простой причине, что пролетариат на то время ещё не вызрел для господства, потому, что производительные силы, которые включают в себя и человека, ещё не развились настолько, чтобы окончательно сформировать для господства эти пролетарские слои общества, чтобы раскрыть перед ними цели и методы их господства. То есть, пролетариат, сам по себе ещё не способен был организоваться для этого, он ещё не способен был превратиться из класса в себе в класс для себя. И именно поэтому попытки его организовать и сделать господствующим, по типу Конституции РСФСР 1918 (да и 1925 годов), не увенчались успехом. И вся полнота власти ни по какой-то злой воли, а совершенно объективно, оказалась в руках партийного руководства, т.е. некого коммунистического клана.

И то, что было сделано в то время для трудящихся масс, это было максимум возможного. Но проблема в том, что этот клан очень быстро, причём на начальном этапе вполне оправдано, сделал своей главной задачей именно сохранение своей власти в стране, т.е. своего господства в обществе. А в дальнейшем все его решения принимались только в рамках обеспечения этой главной задачи. Отсюда и все, так называемые неправильные решения. Отсюда и бурное развитие на том этапе, пока такое руководство, формировавшее соответствующие производственные отношения, обеспечивало простор для развития производительных сил. Отсюда и торможение в развитии производительных сил (экономики), когда подобное авторитарное руководство и возможные в его рамках производственные отношения изжили свои возможности. Всё это процессы совершенно объективные. И даже отсутствие теоретической проработки дальнейшего развития общества связано как раз с тем, что и это рассматривалось только в рамках доктрины непременного господства в обществе партийной номенклатуры. Вопрос, конечно, так прямо не ставился, но действовали именно исходя из этого. Поэтому, говорить о том, что хоть когда-то, хоть где-то в мире было ГОСУДАРСТВО диктатуры пролетариата, значит выдавать желаемое за действительное.

Уважаемый С.Бобров, признаю ваше замечание в отношении утверждения о существовании пролетариата. Однако утверждение о том, что никогда в России не было государства диктатуры пролетариата признать не могу. Конституция РСФСР 1925 года имела своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма. Если в тексте конституции сказано, что конституция имеет задачу гарантировать диктатуру пролетариата, то исходя из правил грамматики и логики можно сделать единственно верный вывод о состоявшейся власти государства диктатуры пролетариата. Поэтому государство диктатуры пролетариата 1925 года нужно признать. Как и признать отказ от государства диктатуры пролетариата конституцией РСФСР 1937 года. И признать причинно-следственную связь между отказом от государства диктатуры пролетариата и крушением РСФСР И СССР. Этот вывод вытекает не только из текстов конституций, но и подтверждается уровнем внутригосударственной и теоретической борьбы разных политических течений.

При всём уважении, я всё же считаю, что Вы не правы, пологая, что государство диктатуры пролетариата реально существовало.

Современная конституция РФ: "Статья 3, п.1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

То есть, не всё записанное в конституциях реализуется. Упомянутая Вами Конституция, как и Конституция РСФСР 1918 года, были только неудавшимися попытками установления диктатуры пролетариата (подавляющего большинства трудящихся) в стране, только неудавшейся попыткой, реализовать которую в то время было в принципе невозможно из-за неразвитости этого самого пролетариата. Реально власть всегда была в руках партийного руководства (номенклатуры). И это было объективной необходимостью, большего на тот момент достичь было просто невозможно. Другое дело, что это теоретически в то время не было зафиксировано, а следовательно и не был проработан путь дальнейшего развития общества в направлении установления реальной диктатуры пролетариата. Ведь и Ленин дальше борьбы с бюрократией не пошёл, или не успел пойти.

Если же принять за истину ваше утверждение, что власть всё же была в руках пролетариата, то придётся объяснить, с чего бы это он вдруг, даже без всяких обсуждений этого вопроса, решил передать её партии. Если же это списать, как у нас это любят, на предательство, то придётся объяснить, почему большинство (причём подавляющее) своих представителей в выборные органы, пролетарии выбрали именно из предателей. И в результате мы упрёмся в ту же неспособность пролетариата к господству в обществе. То есть, в конечном счёте объясним это тем же, что существовавший на тот момент уровень развития производительных сил, ещё не мог сформировать способного к господству в обществе нового господствующего класса. То есть, всё это объективные и в основном стихийные процессы. А понять их надо для того, чтобы в эту стихийность внести как можно больше осознанности.

«Современная конституция РФ: "Статья 3, п.1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". – Автор: Бобров С., добавлено: 17.12.2014 - 17:07

Вы, товарищ Бобров, правильно обратили внимания на то, что сегодня многонациональный народ является ИСТОЧНИКОМ ВЛАСТИ, а не властью.

В Советской конституции РСФСР (1918 г.) было по-иному. В ней народ был властью, а не источником власти. Обратите внимания на понятия «власть» и «источник власти».

Советская конституция РСФСР (1918 г.) утвердила, что «10. Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Вникните в формулировку этой статьи Советской конституции: вся власть принадлежит рабочему населению. Население тогда было не источником власти, а самой властью. Это принципиальное отличие формирования власти пролетарской и буржуазной. Буржуазия не может объявить себя властью. Поэтому она ищет источник своей власти в народе.

Революционная диктатура пролетариата есть власть рабочего населения, объединенного в юридические лица – Советы или другие организации. Диктатура буржуазии предполагает наличие в обществе буржуазных юридических лиц – политических партий. А также источника ее власти, которым она объявляет многонациональный народ, и который буржуазией низведен до положения электората. Это буржуазная демократия.

Как только многонациональный народ объявит себя властью и это зафиксирует в конституции, то тогда это будет революционная диктатура пролетариата.

Уважаемый М.Н. Антоненко! Мне бывает очень не просто порой понять, что Вы хотите сказать.

"народ был властью" Это как? Власть это вроде бы свойство субъекта, а народ это сам субъект. Субъект может обладать свойством, но быть им ....

А источник это ведь то, из чего что-то вытекает. То есть, если источником власти является народ, то это и означает, что именно народ её генерирует и постоянно передаёт каким-то структурам. Но ведь по факту мы видим, что все эти структуры на народ плевать хотели. Наоборот, это они им крутят, как хотят. А вот тот, кто эти структуры формирует и контролирует, тот и является реальным обладателем власти и народ к этому никакого отношения не имеет. Так где же здесь хоть какое-то соответствие того, что записано в конституции и того, что в реальной жизни?

То есть, конституция может быть и хорошей, но невыполнимой для реально существующего общества. А может быть и такой, что в ней только декларируется хорошее, а реальными процедурами прописывается совсем иное. А надо, чтобы она была и хорошая, и выполнимая, и прописанные в ней процедуры реально обеспечивали всё хорошее в ней заложенное.

Уважаемый С.А. Бобров! Ваше непонимание моей позиции вызвано тем, что в моих комментариях сознательно отражены бессознательные экономические идеи, выдвинутые трудовыми коллективами предприятий. Главной экономической идей является идея освобождение трудовых коллективов от зависимости, угнетения, предрассудков, уравнивания в правах с собственниками-акционерами. В теории такие действия выражаются понятием ЭМАНСИПАЦИЯ трудовых коллективов предприятий.

Главной идей строителей новых и новейших коммунистических партий является идея создания нового политического института – политической партии, который бы стал новым аппаратом управления трудовыми коллективами, при руководящей роли госаппарата, вместо акционеров-олигархов. Это идея побуждает трудовые коллективы к коренному изменению политической надстройки общества. Трудовые коллективы выдвинули свою альтернативную идею – идею изменения экономического базиса общества, чтобы привести в соответствие производственные отношения производительным силам.

Трудящиеся хорошо осознают, что существующая политическая надстройка позволяет трудовым коллективам предприятий осуществить необходимые изменения производственных отношений на предприятиях. Политическая надстройка общества, которая будет создана коммунистической партией, этого им не позволит сделать. В этой связи рабочие не вступают в коммунистические партии, выдвигающие идею изменения политической надстройки, а не экономического базиса. Трудящимся нужна коммунистическая партия, которая бы сознательно выражала их идею изменения существующих производственных отношений, а не политических учреждений. Сегодня экономика первична, а политика вторична. Сто лет тому назад было наоборот. Вы по-прежнему считаете, что и сегодня политика первична, а экономика вторична. Вот суть расхождений между нами.

Уважаемый С.Бобров, с какой целью вы упоминаете конституцию РСФСР 1918 года. Ведь я на не неё не ссылался учитывая ранний период зрелости пролетариата. Прошедшие семь лет после её принятия условия отчаянной борьбы с буржуазией позволили пролетариату преобразоваться в класс. Классовая революционная организованность, идеологическая убежденность, общность политических и военных интересов с другими социальными слоями общества позволили создать государство диктатуры пролетариата. Конституция РСФСР 1925 года юридически закрепила государство диктатуры пролетариата, предусмотрела гарантии достижения поставленных задач: уничтожения буржуазных отношений, ликвидации эксплуатации человека человеком, построение коммунизма. Отрицать государство диктатуры пролетариата вопреки историческим фактам значит отрицать все. Факты вещь упрямая. Придется из признать. Не простой путь борьбы за государственную власть с 1925 года по 1937 год хорошо известен всем, кто интересуется этим периодом становления государства. Не мне вам рассказывать о репрессиях инакомыслящих, о борьбе с "догматизмом" в марксизме в этот период. Власть в сороковых годах прошлого века ,в условиях предвоенного и военного времени была сосредоточена не в партии, а в руководстве государством. Есть особенность у населения России - верить руководителям. Пролетариат России в силу его молодости и не опытности, не исключение. Все это в совокупности объясняет замену государство диктатуры пролетариата на общенародное государство с его внутренними и внешними проблемами переходного периода но без власти пролетариата и вопреки установке марксизма о неизбежности государства диктатуры пролетариата в переходный период от капитализма к коммунизму. Законы общественного развития открытые марксизмом нужно исполнять, а не бороться с ними путем ревизионизма. Многие современные теоретики активно этим заняты. Дело это неблагодарное и безнадежное.

Уважаемый Посторонний, Конституцию 1918 года я упоминаю потому, что именно она легла в основу Конституции 1925 года. Изменения, в части того, что мы сейчас обсуждаем, не столь значительны и во многом связаны с изменениями в территориальном делении России. Но Конституцию 1918 года разрабатывал непосредственно Ленин, ещё не зная, как будут разворачиваться события далее. И разрабатывал он её именно как конституцию государства диктатуры пролетариата исходя исключительно из научного понимания сущности такого государства. Поэтому, в том, что касается непосредственно подхода к рассмотрению вопроса, я предпочитаю ссылаться именно на первоисточник. Но в принципе, для данной дискуссии это не так важно.

Что касается государства диктатуры пролетариата. Вот Вы пишите, что " Конституция РСФСР 1925 года юридически закрепила государство диктатуры пролетариата, предусмотрела гарантии достижения поставленных задач: уничтожения буржуазных отношений, ликвидации эксплуатации человека человеком, построение коммунизма". Но чтобы что-то закрепить, надо чтобы это уже было. А это было? Вы вспомните историческую литературу, о том как формировалась эта власть на местах, да и в центре то же. Кого и как после гражданской войны назначали в местное руководство. А ведь до средины тридцатых была и борьба с кулачеством, и борьба с бандитизмом. А там и массовый голод 1932-1933 годов, когда люди от голода гибли.

А Вы в курсе, что причиной крайнего голода, уносившего жизни, порой были встречные планы местной власти по поставкам хлеба. Вы же понимаете, что власть везде установилась по итогам гражданской войны и с соответствующей спецификой. Или Вы считаете, что выборы в то время были с полной переписью населения и непременным их участием в голосовании, и наблюдателями с соседних государств? Или исходя из "революционной целесообразности" никто никуда не отправлял, "за противодействие Советской власти"?

И ведь это никто сверху не насаждал, это не злой умысел, это реалии жизни после гражданской войны, когда победители жили бок о бок с побеждёнными или их родственниками, когда кровная месть и ненависть ещё кипели в жилах. А на предприятиях захлёстывал эгоизм коллективов, не редко сводя к нулю всякую дисциплину и организацию производства. Ведь единоначалие было введено вовсе не от нелюбви к самоорганизованным коллективам, а потому, что на практике ничего из этой самоорганизации, кроме коллективного эгоизма, не получилось. И вот всё это надо было как-то успокоить и пустить в созидательное русло. И сделать это могла только сила стоящая над всем этим, и такой силой на тот момент была только партия.

А Конституция это только декорация, это те рамки в которых формально власть функционировала, но наполнялись эти рамки только теми, кого сочтёт возможным туда допустить партия. То есть, по форме (Конституция) была власть пролетариата, а по содержанию (по факту) власть партии (точнее партийного руководства - номенклатуры). То есть, диктатура пролетариата была только на бумаге и формально, а фактически всегда была диктатура партии.

Уважаемый С. Бобров, хотя медленно, но приближаемся к истине. Вы вынуждены признать что диктатура пролетариата была, но её существование вы допускаете только на бумаге. Поздравляю. По вашему конституция РСФСР только бумага? Тогда я могу с такой же уверенность утверждать, что свидетельство о вашем рождении вовсе не документ подтверждающий ваше рождение, а просто бумага. Конечно меня можно за такой утверждение очень не уважать и было бы за что, если я не в качестве примера, а осознано вопреки всему это утверждал. Документы государства это прямые свидетели реальных событий, а не красочные образы художественных исторически литературных произведений. Не верить которым нельзя. Какой бы мотивацией В.И. Ленин скрывал правду от своих товарищей по партии, представителей пролетариата, пряча диктатуру партии в одеждах государства диктатуры пролетариата? Конституция не сценарий спектакля,а документ за рождение которого тысячи пролетариев и сотни членов партии большевиков отдали свои жизни. Конституция РСФСР 1925 года для марксистов-ленинцев дело святое. Анализ текстов конституций РСФСР 1925 и 1937 годов с учетом реальных событий борьбы внутри партии и государства за власть в период между ними доказывает что отказ от государства диктатуры пролетариата и замена его на общенародное государство в переходный период от капитализма к коммунизму не позволили построить социализм и послужили первопричиной причиной крушения РСФСР И СССР в конце прошлого века. Давайте ставить точку в этой затянувшейся дискуссии по очевидному и ясному вопросу.

Да, наверно мы уже всё, что могли сказали. Замечу только, что разница между моим свидетельством о рождении и конституцией в том, что свидетельство о моём рождении только документальное оформление фактически состоявшегося, а вот конституция, на момент её принятия, это только проект будущего устройства общества, которое ещё не известно, будет ли таким, каким оно прописано в конституции. Идея, как правило, хоть в чём-то, но отличается от того, что создаётся на её основе.

А дальше это в основном патетика. Я вам о том, что было фактически, а Вы мне о том, что было записано в Конституции. А это, как говорят в Одессе (насколько мне приходилось слышать) две большие разницы.

К.Маркс в «Критике Готской программы» писал: «Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленные им культурное развитие общества».

Право оказывает активное воздействие на экономику, политические процессы, производственные отношения (экономический базис общества). Потенциал права особенно значителен, когда оно действует в том же направлении, в каком идет общий ход развития общества. Государственная политическая власть может с помощью законодательства и других правовых мер пытаться затормозить ход общественного развития, что влечет за собой расхождения закона и права.

Но политическая власть может принимать законы, которые соответствуют праву, т.е. соответствуют экономическому строю и культурному развитию общества, и поэтому содействуют общественному развитию. Советское законодательство соответствовало советскому праву, экономическому строю и культурному развитию советского общества 1918-1977 гг.

Советское право и законодательство стали тормозить общественное развитие после введения Конституции СССР 1977 г. Попытка в годы «перестройки» устранить это несоответствие привело к введению еще более отсталого буржуазного права и буржуазного законодательства, т.е. была осуществлена политико-правовая контрреволюция. Она еще больше увеличила это несоответствие. Общество не только не ускорило свое экономическое и культурное развитие, а было отброшено на десятки и сотни лет назад. В народном хозяйстве наступил длительный экономический кризис, а в культурном развитии – морально-нравственное разложение личности, человеконенавистничество, религиозный фанатизм и сектантство. Экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества в постсоветский период были низведены до уровня буржуазного права и буржуазного законодательства.

Некоторые нормы коммунистического права в постсоветских республиках все же сохранились. Это частичное право на бесплатное образование, на бесплатную медицину и т.п. Благодаря этим нормам коммунистического права общество еще не оказалось в состояние варварства и настоящей дикости. Но отдельные личности и группы граждан уже в нем находятся.

Советская конституция РСФСР (1918 г.), как ее тогда называл Ленин, и конституции 1925-1937 г. формировали в обществе социалистическое и коммунистическое право. Действующее тогда законодательство в целом соответствовало этому праву. Экономический строй и культурное развитие общества тогда очень быстро развивались. Это свидетельствуют, что советское право положительно оказывало воздействие на развитие советского общества. Сегодняшнее буржуазное право и законодательство очень отрицательно воздействуют на развитие общества. Складывающаяся кризисная ситуация, свидетельство тому. Это кризис буржуазного права, кризис «справедливого» капитализма.