Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+5
+
+

Размышления с "Красным ТВ", часть 5. Уровень жизни рабочих в царской России

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  27.03.2015 - 21:37

Продолжение цикла.  Часть 5.  Уровень жизни рабочих в царской России. Продолжительность рабочего дня. Уровень зарплат рабочих на рубеже XIX-XX вв.

Олег Двуреченский, историк, член Общественного Совета "Красного ТВ".

Скачать аудио >>

Добавить комментарий (всего 68)   Более новые ›

Вообще, изложение результатов какого-либо исследования начинается с формулировки гипотезы. Затем даётся доказательный текст. В художественной литературе есть жанр детектива, где автор сознательно выбирает перевёрнутую логику, подтасовывает фактологию, и вынуждает читателей подбирать гипотезы.

Какую неведомую тайну пытается открыть Двуреченский? Ещё из работ К.Маркса стало очевидно, что любая сверх правовая, сверх модернизированная капиталистическая СИСТЕМА никогда не превысит лимит заработной платы наёмных работников выше того уровня, который необходим для простого воспроизводства «рабочей силы». Поскольку Капитал живёт и функционирует по своим, независимым от всего общества законам, когда богатые становятся богаче, а бедные только беднее. На пределе КЛАССОВОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ вступает в силу закон неизбежных периодических кризисов, заставляющий солидаризирующийся на время объединённый класс капиталистов сбросить излишний «жирок» и провести, при согласовании с охраняющим его буржуазным государством, временные частичные реформы.

Поэтому теоретически нет никакой нужды вновь доказывать, что в перезапущенной в России капиталистической системе «пролетариат» ещё существует хотя бы и в видоизменённой форме. Публицистически это необходимо делать постоянно, а вот теория не нуждается, по данному аспекту в развитии только потому, что не наблюдается никакого принципиального качественного изменения (по данному обозначенному аспекту) самой капиталистической системы.

Но тогда, если существование ПРОЛЕТАРИАТА определяется самим фактом существования КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ системы, то почему он не ведёт себя так, как в революцию 1917 года? Какие «цепи» мешают ему проявить свою волю в достижении своих интересов? Неужели нужно ждать, когда «пролетариат будет доведён до полускотского существования»? - спрашивает Двуреченский.

Но, во-первых, в скотском состоянии трудно говорить о сознательности. Во-вторых, глупого озверевшего буржуя можно найти, но класс эксплуататоров, как показала история, в целом ведёт себя очень хитро и расчётливо. Наконец, нужно прежде дать толкование современному понятию «скотского существования». Несчастный бомж, к примеру, может быть намного разумнее инфантильного владельца дорогого айфона. Кстати, технологический прогресс, как нетрудно заметить, лишь идёт вслед и даже подталкивает интеллектуальный регресс новых поколений. Айфон — это упрощённая до предела версия компьютерного безбрежного интернета, подобно тому как аудио плеер обрезает целые спектры живого звучания голоса и музыки.

Так в чём же принципиальное отличие современного пролетариата от того, который вычислил Маркс на «кончике своего пера» и от того, который под руководством партии большевиков совершил первую в мире социалистическую революцию? Вряд ли для ответа на этот вопрос необходимо сверять заработную плату. Давно говорено и переговорено: в 1917 году рабочие, крестьяне и трудовая интеллигенция приняли разумом, с верой на будущее все коммунистические партийные лозунги и полностью взяли на себя ответственность за осуществление КОНКРЕТНОГО ПЛАНА социально-экономических преобразований во всех областях жизни общества и государства.

Но, оценивая без эмоций развал советского государства, с учётом очевидных фактов предательства «верхов» и массового соучастия во всеобщей прхватизации «низов», всё же можно чётко доказать, что настоящая суть кризиса социализма состояла в отсутствии новой качественной системной социальной ПРОЕКТНОСТИ. Старый Красный Проект, намеченный ещё Лениным и в основном осуществлённый под руководством Сталина, был закончен и десятилетиями происходили лишь КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ изменения всех параметров функционирования, но по ниспадающей кривой.

И сейчас коммунисты, прямо-таки замучившие друг друга мелочными взаимными обвинениями, предпочитают рыться в затхлой цифири истории, вместо смелого революционного рывка в БУДУЩЕЕ, отталкиваясь от явно деградирующего капитализма, вырождающегося в прямую человеконенавистническую фашистскую диктатуру, способную существовать лишь при кастовом обществе с упрощённой до предела рабовладельческой моралью.

Поэтому, я твёрдо уверен, что советскую коммунистическую молодёжь можно увлечь, организовать и направить, прежде всего, на подвиг творческого преодоления проблем общественного РАЗВИТИЯ лишь смелым, организационно подкреплённым лозунгом: ДАЁШЬ НОВЫЙ КРАСНЫЙ ПРОЕКТ! Николай Градов.

Вы, господин Градов, своими комментариями создаете впечатление неглубокого тролля, оперирующего пустыми лозунгами. В каждом материале выискиваете какую то злокозненность авторов, в чём бы можно было уличить. "Есть ваше мнение - остальные неверные". Возможно, у вас иные цели, но тогда пересмотрите способ подачи информации, иначе посты большие, но совершенно неконструктивные.

Уважаемый товарищ, в чём Вы увидели мою злокозненность? Двуреченский затронул важнейшую тему активизации классового сознания рабочего класса, но пытается её решить анализом определений и понятий. Я же хочу только отвлечь от этого занятия, уводящего в пустое теоретизирование и напоминаю, что в современных социальных науках центральным методом стал системный анализ.

Только целостное изучение всех систем советского социализма накануне перестройки даст возможность решить как теоретические, так и практические проблемы, которые препятствуют полноценному возрождению работоспособной Коммунистической партии и всему коммунистическому движению. Тому советскому коммунистическому движению, которое реально (хотя и в разрозненном виде) сегодня существует, а не тому, которое теоретически должно следовать из анализа определений и понятий.

Что касается моей «неконструктивности в подаче информации», то этот вопрос не ко мне. У меня осталась возможность только излагать свои мысли в форме комментариев, поскольку мою статью «Почему нужна Коммунистическая партия Нового типа» без всякого объяснения так и не пропустили. А в ней я обоснованно выдвигаю гипотезу, объясняющую главную причину самороспуска КПСС, за которым почти мгновенно последовало поражение социализма «по принципу домино». Николай Градов

Где вы сейчас видели советскую коммунистическую молодёжь, кого увлекать ?

Если Вы активно выступаете на Красном ТВ, то должно быть отстаиваете коммунистическое мировоззрение. Но почему Вы больше никого "не видите"?

И почему надо давать новый проект, а не продолжить старый ?

Если продолжительность рабочего дня снижалась согласно данным таблицы, то вполне возможно происходило повышение интенсификации труда на промышленных предприятиях, внедрение потогонных систем оплаты труда (как их называл В.И.Ленин). И чтобы получить такую зарплату,необходимо было работать с максимальным напряжением, чтобы выработать норму, что в конечном итоге изматывало рабочих.Кроме того, в одном из учебников по политэкономии приводится следующая информация: «...значительную часть заработной платы рабочего поглощает квартирная плата.В царской России расходы на жилище у рабочих доходили до 1/3 заработка. В царской России в 1913 г. реальная заработная плата промышленных рабочих упала до 90% от уровня 1900 года» [Политэкономия, 1955 г., с.130].

Пролетариат не ведёт себя сегодня как в 1917 году по одной причине. В 17 году была на повестке дня капиталистическая революция и пролетариат в ней участвовал как революционный класс, а сегодня на повестке дня социалистическая революция и пролетариат как класс капиталистического, отживающего общества революционным быть сейчас не может.

Отметить два момента, из услышанного:

1. Основным носителем революционных идей была, как модно сейчас выражаться, рабочая элита, которая и получала больше, и почти наверняка имела лучшее образование и возможность его получить.

2. Традиции общинности в рабочей среде.

Проведя параллели с современностью, можно заметить, что п.1 ничего не поменялось, то со вторым серьёзные проблемы. Хотя с другой стороны, мой опыт говорит, что угроза повышения оплаты за проживание в общежитии единовременно в 30 раз(с 55 до 1500), и в течении 5 лет до 17000 моментально сплачивает, и даже самые отпетые либералы готовы брать в руки красные знамена. ВШЭ. Осень 2013г. Правда, к сожалению, в студсоветах мало сознательных людей, а их наличие скорее исключение.

Это противоположность между сельской и городской культурами. Рабочие переселились в города. Выросло целое поколение, не видившее ни села, ни сельского труда. Качественно по количеству носителей городской культуры стало больше сельской. Если моя гипотеза верна, то Китаю осталось 25 лет до отстранения КПК от власти. Сейчас у них урбанизация, как у нас в 1965-м.

Противоположность видел и Грамши. Обратите внимание, на что интеллигент на крестьян оказывает влияние, а на рабочих - нет:

"Сельские интеллигенты — это большей частью интеллигенты “традиционные”, связанные с населением деревни и с мелко­буржуазным населением городов (прежде всего небольших), еще не подвергшихся капиталистической “обработке” и не запущен­ных в общий круговорот капиталистического развития. Этот тип интеллигенции осуществляет связь крестьянских масс с государст­венной и местной администрацией (адвокаты, нотариусы и т. п.) и, таким образом, выполняет важную общественно-политическую функцию, ибо посредничество профессиональное не может быть от­делено от посредничества политического. Кроме того, в сельской местности средний уровень жизни интеллигента (священника, адвоката, нотариуса, учителя, врача и т. д.) выше или, по крайней мере, отличается от среднего уровня жизни крестьян, и поэтому сельский интеллигент представляет собой для крестьянина некую социальную модель, подражая которой можно изменить свое по­ложение и повысить свой материальный уровень. Крестьянин всегда надеется, что хотя бы его сын сможет стать интеллигентом (чаще всего — священником), то есть будет синьором, поднимет семью на более высокую ступень общественной лестницы и улуч­шит ее материальное положение, так как непременно породнится с другими синьорами. Отношение крестьянина к интеллигенту двойственное, а иногда и противоречивое: общественное положе­ние интеллигента; а в особенности государственного служащего, вызывает у него восхищение, но иногда он делает вид, что отно­сится к этому положению с презрением, к его восхищению ин­стинктивно примешиваются элементы зависти и злобы. Невоз­можно понять что-либо в коллективном образе жизни крестьян и в том новом, что зарождается внутри этой жизни, если не при­нимать во внимание, не подвергать конкретному изучению и ана­лизу эту реально существующую зависимость крестьян от интел­лигенции. Всякое органическое развитие крестьянских масс до известной степени связано с общественной жизнью интеллигенции и зависит от нее.

Совсем иначе обстоит дело с городской интеллигенцией: ин­женеры на заводе не оказывают никакого политического влияния на рабочую массу, во всяком случае, в наше время это уже прой­денный этап; нередко происходит как раз обратное: исполнители, через своих собственных, органических интеллигентов оказывают политическое воздействие на инженеров." Взято отсюда: http://commune.narod.ru/marxism/gramshi6.htm