Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+7
+
+

ЮАР: 16 июня - День памяти трагедии 1976 года

Опубликовано:  19.06.2015 - 12:50
Классификация:  ЮАР  Пангва М. 

Во всем мире 16 июня отмечается как Международный день солидарности с борющимися народами Южной Африки, а также как День защиты детей Африки. В самой ЮАР он официально назван Днем молодежи. Но для чернокожего населения он всегда останется Днем памяти трагедии, случившейся в 1976 году в шахтерском городке Соуэто.

История

В 1974 году в ЮАР вышел закон, согласно которому, большая часть школьных предметов с 1975 года должна была преподаваться на языке африкаанс*, несколько предметов — на английском, а на языках коренных народов могли преподаваться лишь богословие, музыка и физкультура. Введение африкаанса в качестве обязательного языка обучения вызвало сильное возмущение со стороны черного населения. Утром 16 июня порядка 20 тысяч учащихся Соуэто (пригород Йоханнесбурга) не пошли в школы в знак протеста, собравшись на местном стадионе на митинг и затем отправившись процессией к одной из школ города с антиафриканерскими лозунгами.

*Африкаанс - язык, близкородственный нидерландскому, который сформировали африканеры, или буры, потомки голландских колонистов, впервые высадившихся на южной оконечности африканского континента, мысе Доброй Надежды, в 17 веке. Именно африкаанс ассоциировался с основным языком апартеида.

На подавление беспорядков были направлены полицейские. Неожиданно один из стражей порядка произвел выстрел, после чего дети стали швырять в полицейских камни, начались крики, последовали новые выстрелы. Полицейские стали стрелять непосредственно в детей, и ситуация окончательно вышла из-под контроля. Одним из первых погибших стал 13-летний школьник Гектор Петерсон, который впоследствии стал символом восстания в Соуэто. За первый день беспорядков погибло 23 человека, в том числе двое белых, одним из которых был доктор Мелвилл Эдельштейн, много сделавший для улучшения социального обеспечения чернокожих. При этом больницы отказывались принимать раненых. Тем пострадавшим, кого все-таки согласились принять, в медицинских картах вместо "пулевое ранение" писали "абсцесс".

Школьники Соуэто протестуют против введения африкаанса как основного языка обучения. 16 июня 1976 год

На следующий день на улицы Соуэто было выведено 1500 вооружённых полицейских, несколько бронемашин, небо патрулировалось вертолетами, однако протестующих это не остановило. С 17 по 18 июня волна насилия охватила Кагисо, в августе были серьезные беспорядки в Порт-Элизабете, в августе—сентябре — в Кейптауне. Окончательно сопротивление протестующих было подавлено только к концу года, точное количество погибших и раненых неизвестно до сих пор. Число убитых, по различным оценкам, составляет от 176 до 700 человек, а раненых — от тысячи до нескольких тысяч, хотя тогдашнее правительство ЮАР признало гибель только 23 чернокожих учащихся. ООН, АНК (Африканский национальный конгресс) и правительства многих стран выступили с заявлениями, осуждающими расправы над школьниками, в самой ЮАР также прошло несколько демонстраций, в том числе белых учащихся, протестующих против подавления беспорядков.

О восстании в Соуэто написано несколько романов и снято несколько фильмов.

Источник: Sifiso Mxolisi Ndlovu. The Soweto Uprising // The Road to Democracy in South Africa.

От Мандленкоси Пангва

"Несмотря на холодную погоду (сейчас в южном полушарии зима – прим.переводчика), молодежь и старшее поколение пришли на ежегодную акцию памяти того трагического дня, когда режим апартеида развернул свою машину против безоружных студентов, выразивших недовольство системой: капитализмом и империализмом - его крайней стадией.

В этом году на мероприятии, ежегодно организуемом Социалистической партией Азании, явка была более низкой, чем обычно. Тем не менее акция оказалась очень полезной для пришедшей аудитории, которая смогла узнать много нового. Так, организаторами было инициировано обсуждение, в котором приняло участие большое количество молодых людей, все больше задающихся вопросами истории страны (в частности, такой значимой исторической датой, как 16 июня). Многие выступили со словом, отдавая дань памяти событию. Прозвучали рассказы очевидцев тех лет – в контексте острых тем сегодняшнего дня: земельный вопрос, безработица и бедность, образование.

Школьники Соуэто собираются на День памяти. 16 июня 2015 год

Старшие школьники приняли участие в инсценировках, посвященных трагедии. Выступали молодые поэты и активисты. На мероприятии были открыто высказаны факты относительно фальсификации истории страны в угоду правящей партии (АНК – прим.переводчика), которая сегодня заявляет, что она имеет прямое отношение к событию 16 июня 1976 года. В реальности – это неправда. И АНК, и ПАК (Панафриканский конгресс – прим.переводчика) находились в то время в изгнании и в условиях полного политического затишья в стране были запрещены. Таким образом, можно без сомнения утверждать, что Движение черного самосознания* уже в 1960 году возглавило эмансипацию коренного южноафриканского населения** " .

*Движение черного самосознания (The Black Consciousness Movement) - возникшее "снизу" движение против апартеида в ЮАР в 1960-х в условиях политического вакуума, который стал следствием изгнания из страны лидеров АНК и ПАК после Шарпевильского расстрела в 1960 году. Данное движение представляет собой общественную инициативу, выражающую политическую осознанность народных масс (прим.переводчика).

**21 марта 1960 г. произошел расстрел мирной демонстрации протеста чернокожих в поселке Шарпевиль (прим.переводчика).

КТВ-Самара, КТВ-Азания (Мандленкоси Пангва)

 

Добавить комментарий (всего 0)