комментариев:
|
Никаких привилегий ни одной нации, ни одному народу и ни одной культуре
Опубликовано:
05.07.2015 - 20:07
Классификация:
Марксизм
Данная статья представляет собой сжатый конспект "Критических заметок по национальному вопросу" В.И Ленина с некоторыми отсылками к современности, и посвящена современной "реинкарнации" национального вопроса с поисками национальной идеи, культивированием идеи национального лидера и крайне своеобразными толкованиями патриотизма. Исторически возникшее угнетение одних народов другими вызвало к жизни национально-освободительные движения. Они опирались на национальность и отстаивали "свою" культуру, но суть их была в борьбе против несправедливости, против угнетения человека человеком. Это понятно многим. Но не столь понятно, что и как делают сейчас движения с национально-освободительными лозунгами и в какой мере их лозунги справедливы. Столкновения в обществе разных культур и укладов жизни (особенно нахрапистые заявления некоторых недоумков в стиле "у нас так принято" и " у нас бы за это..."), тупая традиционалистская шаблонность в выстраивании жизни вокруг "по своим понятиям" вместо живого обдумывания вставших проблем, клановость - это и многое другое вселяет в людей тревогу, порождая и подпитывая стереотипы о чужеродных захватчиках, теснящих "наших", и смущая красных активистов. Международные столкновения капиталистов, подаваемые буржуазными СМИ как "наезд на нас, нашу страну, наш народ", действуют в похожем ключе. Доходит до того, что люди серьёзно обсуждают что "нас хотят уничтожить", русские объявляются "самым угнетаемым народом" в своей стране, звучит "тупые наглые пиндосы" и другие откровенно инфантильные высказывания. Древний шаблон мобилизации народа против захватчиков, выработанный и нужный в архаичные времена, снова запускается, но теперь с другими целями. Благодаря классовому анализу Ленин чётко показывает, что это за цели и где мера справедливости национальных движений. "В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) — притом не в виде только "элементов", а в виде господствующей культуры. Поэтому "национальная культура" вообще есть культура помещиков, попов, буржуазии". Буржуазия разных народов, пользуясь своим господствующим положением в культуре, попросту использует в своих интересах как мощный, но неразумный шаблон "наших бьют", так и имперские мечты о супердержаве на основе единой культуры. "Во всякой национальной культуре - пишет Ленин - на деле существует две культуры - угнетателей и угнетаемых. И пока культура угнетателей господствует - всякая защита национальной культуры превращается в защиту культуры угнетателей. Почти все действия, обосновываемые вопросами защиты и развития наций - на деле имеют целью увеличить влияние буржуазии в данных нациях, а вопросы "единой культуры" - увеличить влияние буржуазии этой "единой культуры". Давно многими подмечено - при национальных столкновениях простым людям "на низах" делить особо нечего, они нормально уживаются между собой, "Паны дерутся...". Трудящимся необходимо научиться выявлять и объединяться на основе демократической культуры каждого народа и выступать вместе против любой буржуазии и любого подавления и отделения. На практике национальный вопрос зачастую концентрируется в вопросе о языке. О вреде какого бы то ни было навязывания языковых стандартов - как "здесь у себя", под видом отстаивания небольшой национальной культуры - так и под видом объединения большого государства, отдельно предостерегает Ленин. "Здесь ни к чему административные меры, экономическая необходимость приведёт к тому, что люди сами выберут удобный для экономических сношений общий язык. Административные установки тут будут только мешать и создавать напряжение". Ленин приводит известный случай о добровольном обучении армянами русскому языку своих детей, а также случай трёхъязычной (+ 2 диалекта) Швейцарии, где законы издавались на нескольких языках. Хорошим ориентиром и мерой служит особенная формулировка Лениным вопроса - именно в негативном, отсекающем ключе: бороться в этом месте не "за", а "против" - не за отстаивание прав и привилегий относительно других привилегий, а против любого угнетения. "Безусловная обязанность для марксиста отстаивать самый решительный и самый последовательный демократизм во всех частях национального вопроса. Это — задача, главным образом, отрицательная. А дальше ее идти в поддержке национализма пролетариат не может, ибо дальше начинается "позитивная" (положительная) деятельность буржуазии, стремящейся к укреплению национализма. "Борьба против всякого национального гнета - безусловно да. Борьба за всякое отдельное национальное развитие, за "национальную культуру" - безусловно нет". "Пролетариат не только не берется отстоять национальное развитие каждой нации, а, напротив, предостерегает массы от таких иллюзий, отстаивает самую полную свободу капиталистического оборота, приветствует всякую ассимиляцию наций за исключением насильственной или опирающейся на привилегии. Эта мысль насквозь буржуазная и насквозь ложная. Никакого закрепления национализма пролетариат поддерживать не может, — напротив, он поддерживает все, помогающее стиранию национальных различий, падению национальных перегородок, все, делающее связи между национальностями теснее и теснее, все, ведущее к слиянию наций. Поступать иначе — значит встать на сторону реакционного националистического мещанства". Кроме чёткой границы справедливости национальных движений, "отрицательная" постановка вопроса снимает сложности, связанные с "национальными автономиями" и оставляет широкую дорогу к экономическому, а затем и культурному объединению разных наций в большое государство: "Централизованное крупное государство есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всего мира, и иначе как через такое государство (неразрывно связанное с капитализмом) нет и быть не может пути к социализму". "Национальной грызне различных буржуазных партий из-за вопросов о языке и т.д. рабочая демократия противопоставляет требование: безусловного единства и полного слияния рабочих всех национальностей во всех рабочих организациях. Только такое единство и слияние может отстоять демократию, отстоять интересы рабочих против капитала, – который уже стал и все более становится интернациональным, – отстоять интересы развития человечества к новому укладу жизни, чуждому всяких привилегий и всякой эксплуатации". "Национальная программа рабочей демократии: никаких безусловных привилегий ни одной нации, ни одному языку нигде и ни при каких объяснениях; решение вопроса о политическом самоопределении наций, т. е. государственном отделении их, вполне свободным, демократическим путем; равноправие наций решительно во всём и отрицание формальных как "национально-автономных" так и "государствообразующих" привилегий. Марксизм выдвигает на место всякого национализма — интернационализм, слияние всех наций в высшем единстве, которое растет на наших глазах с каждой верстой железной дороги, с каждым международным трестом, с каждым (международным по своей экономической деятельности, а затем и по своим идеям, по своим стремлениям) рабочим союзом". Алексей Тёркин, в помощь изучающим марксизм
Добавить комментарий
(всего 1)
Статья слишком теоретическая. Не ясно, каким образом массы, например, "выберут" удобный для себя язык. Хорошо известна история насильственной "коренизации"=украинизаии Донбасса в 20х в СССР. При вроде как советской демократии. Также сложный вопрос насчёт языка. Например, английский сейчас это язык межнационального общения в области науки. Как предлагается бороться с его монополизмом? все научные статьи переводить на все языки? 100500 синхронных переводчиков на все научные конференции? Вообще вопрос сложный. Ассимиляция обычно происходит на какой то основе, например, русского языка в СССР, английского в США и т.п. Но объективная реальность, более "сложный" язык, поглощает простые/перефирийные. Следует ли расценивать такие процессы как проявления "привелегий" "господвующего" языка/культуры? Неясно.
Добавить комментарий
(всего 1)
|