комментариев:
|
Кружок изучения диалектики, 11.03.13 (часть 2, ответы на вопросы)Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:
14.03.2013 - 10:59
Занятие по Науке логики Гегеля, кружок изучения диалектики "Красного университета". Ведущий - доктор философских наук, профессор Михаил Васильевич Попов. См. также: часть 1
Добавить комментарий
(всего 4)
Хотелось бы посоветовать профессору точнее разобраться с понятием ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ. А также напомнить: "...При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче-от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления". ( К.Маркс " К критике политической экономии" Собр.соч.,т.13,стр.7 ) "...«Несправедливость в отношениях собственности», обусловленная современным разделением труда, современной формой обмена, конкуренцией, концентрацией и т. д., никоим образом не обязана своим происхождением политическому господству класса буржуазии, а, наоборот, политическое господство класса буржуазии вытекает из этих современных производственных отношений, провозглашаемых буржуазными экономистами в качестве необходимых и вечных законов. Поэтому, если пролетариат и свергнет политическое господство буржуазии, его победа будет лишь кратковременной, будет лишь вспомогательным моментом самой буржуазной революции, - как это было в 1794 г., - до тех пор, пока в ходе истории, в ее «движении» не создались еще материальные условия, которые делают необходимым уничтожение буржуазного способа производства, а следовательно также и окончательное свержение политического господства буржуазии. Господство террора во Франции могло поэтому послужить лишь к тому, чтобы ударами своего страшного молота стереть сразу, как по волшебству, все феодальные руины с лица Франции. Буржуазия с ее трусливой осмотрительностью не справилась бы с такой работой в течение десятилетий. Кровавые действия народа, следовательно, лишь расчистили ей путь. Точно так же лишь кратковременным было бы и свержение абсолютной монархии, если бы экономические условия недостаточно созрели для господства класса буржуазии. Люди строят для себя новый мир не из «богатств земных», как заставляют воображать грубиянов их предрассудки, а из тех исторических благоприобретений, которые имеются в их гибнущем мире. В самом ходе своего развития должны они сперва произвести материальные условия нового общества, и никакие могучие усилия мысли или воли не могут освободить их от этой участи". ( К.Маркс " Морализирующая критика и критизирующая мораль" Собр.соч.,т.4,стр.299 ) "...Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата". ( К.Маркс " Критика Готской программы" Собр.соч.,т 19, стр. 27 ). "... "...С другой стороны, это развитие производительных сил (вместе с которым уже дано эмпирическое осуществление всемирно-исторического, а не узко местного, бытия людей) является абсолютно необходимой практической предпосылкой еще и потому, что без него имеет место лишь всеобщее распространение бедности; а при крайней нужде должна была бы снова начаться борьба за необходимые предметы и, значит, должна была бы воскреснуть вся старая мерзость. Это развитие является, далее, необходимой предпосылкой потому, что лишь с этим универсальным развитием производительных сил устанавливается универсальное общение людей,благодаря чему, с одной стороны, факт существования «лишенной собственности» массы обнаруживается одновременно у всех народов (всеобщая конкуренция), - каждый из этих народов становится зависимым от переворотов у других народов, - и, наконец, местно-ограниченные индивиды сменяются индивидами всемирно-историческими, эмпирически универсальными. Без этого 1) коммунизм мог бы существовать только как нечто местное, 2) самые силы общения не могли бы развиться в качестве универсальных, а поэтому невыносимых сил: они остались бы на стадии домашних и окруженных суеверием «обстоятельств», и 3) всякое расширение общения упразднило бы местный коммунизм. Коммунизм эмпирически возможен только как действие господствующих народов, произведенное «сразу», одновременно, что предполагает универсальное развитие производительной силы и связанного с ним мирового общения." ( Маркс, Энгельс " Немецкая идеология" Собр.соч., т.3,стр. 34 ). А какой критерий развитости производительных сил, когда уже можно сказать: "Ну все, пора..."? Я думаю, что с учетом глобализации экономики отстающим экономически странам не дадут вырваться вперед, их будут использовать в качестве прислуги, выполняющей нужды развитых капиталистических стран. И выход у этой страны - сделать шаг вперед, сломать существующий строй, сделать более прогрессивную общественную экономическую формацию. СССР сделал в свое время достаточно мощный прорыв. Кроме того, появление ЭВМ создало развитие новых производительных сил - может это одна из причин задержки мировой революции? опять пропаганда.. а где-же диалектика - царство чистой мысли ?? почему-бы не изучать диалектику на примерах натур-философии ? для разнообразия.
Добавить комментарий
(всего 4)
|