Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+40
+
+

Красный университет 2013-2014. Зачёт за 1-й семестр, часть 1

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  26.12.2013 - 17:19

Красный университет 2013-2014. Зачёт за 1-й семестр, часть 1.
Работа с заочниками по Скайпу. М.В.Попов и А.С.Казённов.

Ленинградское интернет-телевидение

Добавить комментарий (всего 10)

Про "ничто", о котором якобы нечего сказать, я могу сказать парочку афоризмов:

Ничто не ясно до конца. Ничто не вечно.

Если покопаться в языке, можно ещё найти определения "неопределённого и непосредственного" ничто.

Ничто называть "чистым" - непосредственным и неопределённым - совершенно не верно, уже потому, что к нему делается переход от чистого бытия. И еслиб чистое бытие было неопределённы - невозможно былоб сделать от него переход к ничто.

Переход от чистого бытия к ничто - это определённый переход ! Возможный только потому, что чистое бытие определённо. Ведь переход от чистого бытия делается не к яблочному пирогу или стоптанным ботинкам.., а именно к ничто. А откуда взяться этой определённости, кроме как из самого чистого бытия ?

Выходит, что и чистое бытие можно назвать "чистым" только условно. Чистое бытие и ничто объективно определённы. Поэтому мне не понятно: зачем пытаться давать им "чистые" определения ? Ведь такие определения ошибочны.

Какая-то странная двойственность в определениях: С одной стороны "чистые" определения нужно давать, чтоб понимать, что есть определяемая вещь сама по себе. Это нужно, для определённости дальнейшего движения исследования; Но с другой стороны, попытка дать "чистое" определение бытию показывает, что такое определение не может быть дано. Ибо определение чистого бытия - "неопределённое и непосредственное" - не соответствует объективному определению бытия.

Ну, и из чего должно исходить исследование: из объективной "нечистоты" бытия - и тогда оно может быть продолжено только, как нахождение опосредствованных определений; или из условной "чистоты" бытия - и тогда исследование надо прекратить, ибо от неопределённого основания можно делать только произвольные движения ? Или это всё неверно, а есть третий вариант ?

Есть возражения ? По-подробнее пожалуйста.

"Ничто называть "чистым" - непосредственным и неопределённым - совершенно не верно, уже потому, что к нему делается переход от чистого бытия." нет перехода от чистого бытия к чистому ничто, потому что "бытие,неопределенное непосредственное, есть на деле ничто и не более и не менее, как ничто." чистое ничто=чистому бытию

Вот что он писал про Ничто. "Ничто, чистое ничто; оно простое равенство с самим собой, совершенная пустота, отсутствие определений и содержания; неразличенность в самом себе. — Насколько здесь можно говорить о созерцании или мышлении, следует сказать, что считается небезразличным, созерцаем ли мы, или мыслим ли мы нечто или ничто. Следовательно, выражение «созерцать или мыслить ничто» что-то означает. Мы проводим различие между нечто и ничто; таким образом, ничто есть (существует) в нашем созерцании или мышлении; или, вернее, оно само пустое созерцание и мышление; и оно есть то же пустое созерцание или мышление, что и чистое бытие. — Ничто есть, стало быть, то же определение или, вернее, то же отсутствие определений и, значит, вообще то же, что и чистое бытие."

Чистое бытие не переходит оно уже перешло в чистое ничто, и чистое ничто не переходит а уже перешло в чистое бытие.

Цитировать Гегеля это одно, а попытаться проверить его науку это следующий шаг. И при попытке самому проделать те мыслительные опыты, которые описывает Гегель, в его-жэ собственных терминах, обнаруживается непоследовательность. И это-то мне и странно. Был-бы это не гениальный Гегель, а, например, пустобрёх Гозман - я просто посмеялся-бы и забыл. Но я обнаружил непоследовательность у гениального Гегеля, причём в самых первых категориях. Это значит, что все остальные рассуждения, как минимум могут иметь тот-жэ ляп.

Начнём с начала :) Гегель изучал объективную определённость мышления. Которую он определил: "форма внутреннего самодвижения содержания". Отсюда и противоречивое название "объективный идеализм", и название раздела "Науки логики" - "объективная логика". Иначе, если не исходить из объективной определённости мышления, то рассматривать логику как науку о правильном мышлении - бессмысленно. Т.е., если мышление произвольно, в нём нет закономерности - нечего изучать. Поэтому чистое бытие и ничто это НЕ начало, а УЖЕ первые категории, а начало это метод.

Теперь, что такое формы мышления. Мышление - это определённое движение мысли. Мышление чего-бы то ни было это определённое мышление - т.е. определённое движение мысли - движение мысли имеющее форму. По-Гегелю определённость мышления в опосредствованности, а опосредствованность в определённости. Поэтому Гегель с самой первой категории "чистое бытие" явно указывает эту пару "непосредственное и неопределённое" - это та самая диалектическая граница, разделяющая и связывающая одновременно. Иначе у Гегеля нет другого способа исследования.

Когда мы на что-то указываем: мы даём определение, но оно только и возможно, как отличие от другого - отрицание другого; а отрицание другого это и есть переход, который в определении снят. Т.е. форма определяется через движение, а движение имеет определённость формы. Поэтому, даже, если мы мыслим ничто - не мыслим чего-то определённого - мы мыслим именно ничто, а не что-то другое. Это отрицательное определение, но определение: отделяющее ничто от всего остального ! И, т.к., ничто это не только форма, но и переход - то он не может быть неопосредствованным. Невозможно даже ничто очистить полностью от всего остального - иначе это опровергает диалектику.

Я ещё понимаю Гегеля, почему в отношении бытия надо уточнять, что оно чистое. Потому, что в дальнейшем бытию даются определения - т.е. оно может быть "нечистым" и Гегель это показывает. Но как ничто - мышление отсутствия - может быть "нечистым" ? Где у Гегеля определения ничто ? Значит, даже в этом смысле, уточнять чистоту ничто излишне. Оно всегда чистое(в гегелевском смысле). И поэтому, логически, ничто должно быть первой категорией.

Вы можете писать: что чистое бытие, не переходит, а перешло в ничто. Но ведь перешло-жэ - значит, переход был !

Причем, заметьте: я не предпосылал никаких других категорий. Никаких "нечто" в моих рассуждения нету. Я использовал только начало(метод) и две первые категории.

Собственное занятие любого философа: описать способ, которым он входит в философию. Просто потому, что он постоянно пытается пройти глубже и он нужен ему самому. Но если описанный им способ воспроизводим другими философами - значит с высокой долей его способ содержит истину.

Гегель может неудачно развернул способ, но метод он дал достаточно чётко, чтоб им начали пользоваться, хотя-бы в качестве критики.

Странно, что обычно наука начинается с концепции, но не "Наука логики". "Логика не пожет быть предпослана" - так говорил Гегель и начинал писать её без концепции(т.е. начал сразу с деталей). Однако не предпосланное знание - не предпосланно только однажды, пока не возникнет; а возникнув может предпослать себя. Значит: однажды написанная "Наука логики", хоть даже и самим Гегелем, уже получает бытие - а значит может быть изложена концептуально.

Мне кажется, что Гегель: вопреки Концепции Логики - "развитии знания от простого к сложному" - начинает таки-с абстрактного(куска) "чистого бытия". И этим нарушается метод правильного познания - такое изложение не может быть правильно истолкованно. И нужно: либо анализировать раздел "объективной логики", чтоб написать концепцию; либо попытатся написать концепцию на основе книги о "понятии".

Это надо сделать потому: что согласно "развития знания от простого к сложному", познание должно начинаться - с "начального понятия", а не с абстракции. Тогда каждое движение "понятия" можно будет истолковать в "объективной логике"; а каждое движение "объективной логике" можно будет истолковать в "понятии". Таким образом: будет возможно "определённое опосредствование" - то самое, вместо которого у Гегеля "неопределённое непосредственное".

Понятие будет снято в своём движении, а движение понятия будет снято в понятии. Т.е. понятие снимает само себя и значит - самоусложняется - развивается "от простого к сложному"..

p.s.

Почему это не сделал сам Гегель ? - Возможно потому, что умер. Насколько я правильно знаю: книгу о "понятии" издавал уже не сам Гегель, а его знакомый. Хотя, может быть Гегелю собственная концепция была настолько очевидна: что он не посчитал нужным её объяснять; возможно, он использовал её просто как черновик. Прикольно будет, если это так: великий гений допустил банальную ошибку, от которой сам-жэ других предупреждал: "известное - не значит познанное" или как-то так :)

upd

В третьем предложении, третьего абзаца пропущено слово [начальное]. Читать надо так:

"Таким образом: будет возможно [начальное] "определённое опосредствование" - то самое, вместо которого у Гегеля "неопределённое непосредственное"(чистое бытие)."

p.p.s.

Я свою "гегелевскую ошибку: банальности определения" исправил при жизни :))