комментариев:
|
М.В.Попов. "Государственная власть"Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
В лекции раскрывается структура государственной власти в различных обществах В лекции профессор Попов вновь повторил свои, на мой взгляд, ошибочные положения относительно Советов рабочих и крестьянских депутатов и сохранения диктатуры пролетариата в первой фазе общественно-экономической коммунистической формации. Депутаты на съезды Советов избирались следующим образом. Вначале избирались депутаты на заводах и фабриках. В сельской местности депутаты волостных советов избирались по ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ принципу, а не по производственному, так как тогда было свыше 25 млн крестьянских хозяйств и производственный принцип в деревне не мог быть в силу раздробленности сельского хозяйства. Уже на первичном уровне производственный принцип не использовался в деревне, где проживало свыше 80 % избирателей. Делегатов на губернские съезды советов избирали делегаты местных советов, а не избиратели. На губернских съездах избирали делегатов на Всероссийский съезд Советов. Всероссийский съезд Советов избирал делегатов на Всесоюзный съезд Советов. Это был ступенчатый принцип избрания делегатов, а не прямые выборы. По Сталинской Конституции 1936 г. законодательные и исполнительные функции были разделены между двумя органами – Верховным Советом и Советом народных комиссаров. Единый исполнительно-законодательный орган «Съезд Советов» был упразднен и были установлены прямые и тайные выборы депутатов Советов всех уровней. Тем самым была усовершенствована форма государственной власти в условиях развития переходного общества. Но власть осталась в руках рабочего класса и класса колхозного крестьянства. Неверным является утверждение о том, что диктатура пролетариата сохраниться и на первой фазе общественно-экономической коммунистической формации. Сложность вопроса и споры вызваны тем, что длительное время существуют разногласия среди марксистов по определению переходного периода и первой фазы общественно-экономической коммунистической формации. Дать научное определение какому-либо явлению означает понять его. Если нет научного определения переходного общества и первой фазы коммунистической формации, то это означает, что они все еще не полностью поняты. При анализе развития советского и постсоветского общества мною было установлено, что на начальном этапе переходного периода в обществе возник и развивался не социализм, а коммунизм. Такого развития событий не могли предвидеть классики марксизма, которые прогнозировали появление в переходном периоде социализма, а появление коммунизма они относили на более отдаленную перспективу. Но в реальности оказалось, что вначале возник коммунизм в социальной сфере общества и его появление приветствовали все граждане. Из этого вывода следует прогноз, что первая фаза общественно-экономической коммунистической формации будет состоять не только из социализма в производственной сфере, но и коммунизма в социальной. Такого прогноза первой фазы коммунистической формации у классиков марксизма, конечно же, нет. Они предполагали, что она будет социалистически однородной. Но реальная жизнь оказалась богаче предположений этих гениальных людей и поэтому это положение марксизма требует уточнения. Что касается социализма, то он действительно к 1936 г. был построен в государственной промышленности и функционировал наряду с коммунизмом в социальной сфере и коллективистическими отношениями, по определению Сталина (см. «Экономические проблемы социализма в СССР» ), в колхозном секторе экономики. В деревне проживало тогда 60-70 % граждан. Коллективистические отношения в колхозах сформировали в СССР третий хозяйственный уклад, которое можно определить как «антисоциализм». Этот уклад по своему содержанию был прямо противоположный социалистическому укладу в промышленности. Между социализмом и антисоциализмом начали нарастать острые противоречия, в последствие выразившиеся в противоречиях между рабочим классом и колхозным крестьянством. Наличие в советском обществе трех хозяйственных укладов предопределило форму государственной власти, которая в сталинские времена была пролетарско-колхозной диктатурой. Союз рабочих и крестьян в 1936 г. был преобразован в пролетарско-колхозную власть. В таком виде она просуществовала примерно 20 лет. После смерти Сталина крестьянство, как и в 1921 г., выступило за смену власти. Колхозное крестьянство было недовольно коллективистическими отношениями в колхозах и своим материальным положением. После Крондштадского мятежа был введен НЭП, а после хрущевского мятежа в форме критики «культа личности», социализм в государственной промышленности был превращен в антисоциализм. Полученные денежные средства от «урезания» доходов рабочих были направлены в колхозы и тем самым колхозники одобрили этот мятеж и смягчили свое негативное отношение к колхозам. Страна стала представлять собой один большой общесоюзный колхоз, а не фабрику, как это предполагал Ленин. В обществе остались функционировать два хозяйственных уклада: коммунизм и антисоциализм. Пролетарско-колхозная диктатура была превращена в колхозную диктатуру, которая просуществовала до конца 80-х гг., когда она была заменена в результате горбачевского мятежа буржуазной диктатурой, но диктатурой все же переходного общества. Антисоциализм был заменен финансовым акционерным капитализмом, а коммунизм в социальной сфере в некоторой мере все же сохранен. Без него нынешняя власть не сможет управлять обществом. Из анализа развития советского переходного общества, а также других стран, следует вывод о том, что форма государственной власти в переходный период зависит от уровня развития производительных сил общества, которые могут сформировать новые иные диктатуры (колхозную, народную, джамахирию, чучхе, демократию и т.д.), а не только диктатуру пролетариата. Это обусловлено тем, что в переходном обществе вначале создается коммунизм и это является фактором, предопределяющим новые формы государственной власти (диктатуры) в нем. В ходе превращения в производственном секторе капитализма или антисоцилизма в социализм, диктатура пролетариата или диктатура иной формы отмирает, а не сохраняется. Отмирание это будет происходить путем передачи важнейших государственных функций, и в первую очередь, социально-экономических и законодательных, акционерному коммунистическому обществу, созданному гражданами. Государственная власть на первой фазе коммунистического общества будет постепенно отмирать, как это установил Энгельс. Но при появлении в переходном обществе коммунизма и социализма она сохраняется, так как еще сохраняются антисоциалистический или/и капиталистический хозяйственные уклады. Сталин был прав, когда он на 18 съезде ВКП (б) в 1939 г. сделал важный теоретический вывод о сохранении государства при построении социализма и коммунизма в обществе. Он этот вывод обосновывал сохранением капиталистического окружения. Но этот вывод также верный при сохранении в обществе не коммунистических и не социалистических хозяйственных укладов. Как только они будут превращены в социализм, то сразу же от государства перейдут его важнейшие социально-экономические функции к созданному общественному хозяйственному органу. Я согласен с Вами частично. Многократная ступенчатость организации советов по конституции 24-ого года отстраняла пролетариат от власти, создавая прослойку руководителей. Но тут палка о двух концах. Если эти ступени хоть немного, но гарантировали контроль депутатов рабочими посредством собрания, то по сталинской конституции мы мало того, что депутаты бесконтрольны пролетариату, так она ещё и по-сути парламентерская, а значит подверженная партийному аппарату при упразднённой частной собственности. С моей точки зрения можно создать некий симбиоз, организовывая самоуправление на предприятиях с выборами делегата на региональный совет (на сельской местности без крупных предприятий выбор делегата посредством сельсовета), а с региональных советов на совет автономного субъекта федерации. В то время, как верховный совет (или всесоюзный) осуществляется голосованием на предприятиях (напомню, что предприятие есть не только заводы, но колхозы,больницы и пр. заведения,сотрудниками которого являются наёмные рабочие. крестьяне или когнитариат )посредством определённого числа мандатов на определённый территориальный сектор. При этом совет этого сектора имеет имеет возможность отозвать депутата, осудить его действия или дать непосредственное указание. А тот самый Всесоюзный Совет уже выбирает народных комиссаров (министров) и пр. Это наиболее идеальный вариант организации диктатуры пролетариата. Полностью соглашаюсь с Вашей точкой зрения о «наиболее идеальном варианте организации диктатуры пролетариата». Но меня сегодня волнует не проблема организации диктатуры пролетариата, а проблема организации КОММУНИСТИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Ведь сегодня насущной задачей является создание БЕСКЛАССОВОЙ власти, а не новой формы КЛАССОВОЙ власти в виде государства. Как реально перейти от организации власти в форме государства к организации власти без государства и без политических партий? Вот какую проблему я пытаюсь решить научно. Действительно по сталинской конституции ступеньчатость выборов депутатов рабочих и крестьян была заменена прямыми выборами при тайном голосовании. При этом изменился и принцип формировании структуры советов. Стал функционировать принцип пропорциональность или принцип квот. Каждый класс и социальный слой советских граждан имел свою квоту представительства в советах. В этой связи диктатура пролетариата и крестьянства, которая существовала до этого времени, была заменена диктатурой советских народов. Функции коммунистической партии при этом стали отмирать, которые лежали в основе диктатуры пролетариата. Прекратились созывы партсъездов и пленумов ЦК, так как все вопросы начали решаться на сессиях советов всех уровней. Но такая система диктатуры народа просуществовала лишь в сталинские годы. Вскоре после смерти Сталина гегельянское руководство КПСС признала такую систему власти «последствиями культа личности» и вся власть была вновь возвращена партии. Именно с этого времени все важнейшие решения жизни общества стали приниматься на съездах партии и пленумах ЦК, обкомов, райкомов. Государственная власть из рук советских народов была выхвачена первыми секретарми. Именно в средине 50-х гг. в советском обществе была создана диктатура первых секретарей, как новейшая форма государственной власти переходного общества, которая просуществовала до начала 90-х гг. В то время первые секретари имели ничем не ограниченную власть и поэтому они были наделены диктаторскими полномочиями. Советская власть перестала существовать, а ее органы атрофировались. Сталин не забирал власти у советских народов. Это сделали его «критики» и «клеветники». Диктатура первых секретарей просуществовала вплоть до 1991 г., когда она была замене диктатурой президентов. Классовое перерождение государственной власти в СССР в средине 50-х и начале 90-х гг произошло в силу того, что в руководство КПСС проникли гегельянцы, которые вытеснили из партии марксистов, и установили в ней и в советском обществе свою диктатуру. Чтобы узаконить этот политический переворот они объявили, что диктатура пролетариата уже изжила себя и в обществе создано «общенародное» государство. Вполне понятно, что это государство было государством, т.е. диктатурой, первых секретарей. Ведь они управляли им в своих интересах, а не в интересах советских народов. В 1990 г. они установили президентскую власть, а КПСС за ненадобностью в следующем году ликвидировали. Первые секретари стали президентами почти во всех постсоветских республиках. Свою власть они никому не отдали. Есть ли необходимость сегодня вновь бороться за установление диктатуры пролетариата? Не переродится ли она снова в диктатуру первых секретарей? Сегодня нет такой партии, которая бы боролась за диктатуру пролетариата. В программах многих коммунистических партий даже нет упоминания о диктатуре пролетариата. В коммунистических партиях сегодня по-прежнему господствует диктатура первых секретарей и председателей партийных организаций. Поэтому они политическую борьбу в обществе сводят на самом деле к распространению своей диктатуры на все общество напрямую, без переходного этапа, которым является власть пролетариата. Они же не марксисты. Поэтому ни о каком коммунистическом обществе они не хотят слушать. Им уже мало неограниченной власти в партии. Они разрабатывают проекты овладения всем обществом, которым владели в хрущевско-горбачевские времена. Проблема организации бесклассовой власти в форме коммунистического самоуправления существует. Но это отдельный вопрос, который не связан с вопросом диктатуры пролетариата и диктатуры первых секретарей. Вообще-то в Учредительном Собрании большевики получили как раз 2 место. На первом были правые эсеры, а меньшевики и кадеты вообще получили крохи. Что касается принципа выборов в Советы, то сложно представить, как депутатов в главный Совет (всероссийский, например) будут выбирать непосредственно на фабриках. Фабрик много, ни один за не уместит столько депутатов. Поэтому в Верховный Совет выбирались по 1 депутату на несколько производств на данной территории. От какого именно - решали путём как раз выборов. Между прочим, по конституции 1924г фактически был тот же принцип, делегат на Съезд Советов представлял не только своё производство, но и другие производства при Совете, от которого данный делегат был делегирован. Разница с конституцией 1936г только в том, что там выбирал народ, а тут - Совет, что грешило меньшим народовластием. Вы так и не поняли главного. "Демократичность выборов" зависит главным образом не от того как выбирают, а от того, что на депутата можно сильно и немедленно повлиять. Путем его замены. А от 1 или 3 фабрик выборы не суть важно. Важно, что это известный выбирающим человек, а если не известен, то можно сходить на соседнюю фабрику и спросить у людей, и полностью подотчетный народу. При этом почти полностью исключаются денежные манипуляции. Ю. И. Мухин может в публичной дискуссии дать фору любому и любого поставить на место И что из этого следует? Мухин, конечно, опытный полемист. Но он человек умный и к разумным аргументам прислушивается и вполне способен с ними согласиться. И в этом случае способен признать, что он ошибался. Или Вы так не считаете? Сказать по-правде, я вообще туго понимаю, как можно быть коммунистом, да и вообще левым (социал-демократы не в счёт), но отрицать при этом Маркса (Маркс - это образно, на его месте может быть Бакунин, Кропоткин, кто-то из утопических социалистов, не важно, общая суть требований у них одна)? Что тогда есть "левизна"? Альтернативная "правизна"? С каких это пор понятие левых перестало носить экономический (или политико-экономический) характер и стало использоваться для стихийного противопоставления власти? Непонятно. Вопрос терминологический. Есть левые, есть "левые", есть ультралевые, есть левоватые, есть евролевые. Между прочим, антикоммунисты конца 80-х - начала 90-х годов (нынешние либералы) тогда тоже присвоили себе название "левые", а коммунистов клеймили как "правых". Ход сам по себе гениальный, такое обозначение сразу обеспечило им поддержку в массах советского народа, традиционно привыкшего к тому, что левые - это хорошо, а правые - плохо. Некоторые нынешние тоже повторяют этот пиар-ход. Левым быть теперь модно...
Добавить комментарий
(всего 61)
‹ Более старые
|